Стратегия против пробок
На минувшей неделе Комиссия по организации дорожного движения при правительстве Санкт-Петербурга под управлением вице-губернатора Александра Полукеева обсудила «Программу развития улично-дорожной сети до 2015 года». Проект разработан НИПИ ТРТИ. Стоимость программы – 472,2 млрд рублей.
Программа развития улично-дорожной сети – это комплексный план развития дорог Петербурга. В ней предусмотрены работы по въездным магистралям, городским улицам, набережным. Немаловажный аспект – строительство подземных и надземных пешеходных переходов. Их должны построить 35, и уже в следующем году – два подземных перехода на Пулковском шоссе и один на Приморском шоссе в Александровской.
В соответствии с программой предполагается строительство 75 путепроводов и развязок в разных уровнях: на пересечениях пр. Славы с ул. Седова, пр. Большевиков с Народной ул., Заневского пр. с пр. Энергетиков, на перекрестке Северного пр. с ул. Карпинского и ул. Руставели, в месте примыкания Пискаревского пр. к Свердловской набережной, и другие. Кроме того, планируется построить 34 моста и тоннеля через Неву и ее притоки (мост к острову Серный начнут строить уже в ближайшее время), в том числе четыре больших. Кстати, за последние 40 лет через Неву был построен всего один мост – вантовый. В результате реализации программы улично-дорожная сеть Петербурга увеличится на 525 км.
Суть программы присутствующим доложил генеральный директор института-разработчика Александр Солодкий. По его мнению, «улично-дорожная сеть города чрезвычайно разорвана из-за многочисленных железнодорожных переездов, которые блокируют автомобильное движение на 30–40 минут в час. В результате ухудшается экологическая обстановка, 70 процентов вредных выбросов в атмосферу дают машины, стоящие в пробках».
Для того чтобы решить проблему перегрузки, разработчик предлагает внести изменения в классификацию дорог и ввести понятие «опорная сеть», которое включает магистрали скоростного движения (КАД, ЗСД и широтная связь с мостом в створе Фаянсовой-Зольной), магистрали непрерывного движения и магистрали регулируемого движения, которые следует разбить на два класса: улучшенного движения, где узлы требуют неполных транспортных развязок (путепроводов или тоннелей) и обычного движения. Планируется завершить работу по подключениям улично-дорожной сети к КАД и выездов из порта к ЗСД. Ключевое направление антипробочной стратегии – отвод транспорта из центра. Сегодня ежедневно в центр с целью обеспечения его жизнедеятельности въезжает 74 тысячи большегрузных автомобилей. Предполагается направить их в объезд по КАД и ЗСД, а в центр пропускать только малотоннажные автомобили.
Кроме того, по словам Александра Полукеева, планируется сокращение коммерческой маршрутной сети в центре города и переход на обслуживание пассажиров социальными маршрутами, которые будут двигаться по специально выделенным полосам. К примеру, Лиговский проспект после реконструкции (окончательный запуск – 17 ноября) полностью будет закрыт для маршрутного и троллейбусного движения. Автобусы пойдут по центру проспекта, как и трамваи.
В процессе обсуждения стратегии во весь рост встала проблема проектирования. В этом году к строительству моста к острову Серный приступают в ноябре, а по плану должны были в мае, как раз из-за несвоевременной подготовки проектной документации. И хотя Александр Солодкий уверял, что проектные институты загружены городскими заказами только на 15 процентов, и им вполне по силам освоить все, что запланировано в программе, вице-губернатор Александр Полукеев ему не поверил. «КБДХ в этом году не успевает освоить средства (порядка 30 млрд рублей) из-за некачественных проектов и срыва сроков их подготовки и согласования», – отметил он. Однако, по мнению проектировщиков, все дело в том, что конкурсы на проектирование проводятся в последний момент, а надо бы их проводить хотя бы за год до начала строительства. Тогда и качество проектов будет выше, и сроки смогут соблюсти.
Еще одна проблема – множество (около 350) ж/д переездов. Причем только по 50 из них проходит от 40 до 700 вагонов в день, это преимущественно зона Большого Морского порта. Еще 50 пропускают от одного до десяти вагонов, 101 объект – менее одного вагона, по 147 объектам вообще нет данных. По предложению вице-губернатора было решено обязать все промышленные предприятия, расположенные в центре, ликвидировать железнодорожную доставку грузов и либо пользоваться автомобильной, либо, если это невозможно, вывести предприятие из центра. На активно используемых переездах, в том числе на Краснопутиловской улице, будут построены путепроводы на другом – подземном или надземном уровне.
Вот такая стратегия. Правда, избавит ли она город от пробок, никто из руководителей сказать не смог. Потому что для этого недостаточно иметь современную улично-дорожную сеть, нужно еще, чтобы водители соблюдали правила и с уважением относились ко всем прочим участникам дорожного движения. А у нас с этим – самая большая проблема.
Автор: Лилиана Глазова