В поисках наилучшего варианта


14.10.2007 23:00

Мост в створе 22–23-й линий Васильевского острова – это один из крупнейших транспортных объектов нашего города, определенный Генеральным планом развития в рамках совершенствования транспортной структуры.

По предварительным оценкам, стоимость строительства составит примерно 10–12 млрд рублей. Срок ввода в эксплуатацию – 2012 год.
Понимая важность создания столь важной для города транспортной артерии, правительство города поставило в число приоритетных задач строительство моста, который должен соединить Василеостровский и Адмиралтейский районы. Разработкой проектной документации занимается ЗАО «Институт «Стройпроект». И, как отмечает заместитель технического директора по проектированию института Татьяна Кузнецова, на сегодняшний день в институте идет первый этап разработок, который должен завершиться в следующем году.
Татьяна Кузнецова отмечает, что при проектировании моста нужно осуществлять комплексный подход: «Мост – это элемент транспортной сети, сложнейшее инженерное сооружение. Но вместе с тем он и градоформирующий элемент, который должен, с одной стороны, вписаться в существующую набережную Невы, с другой стороны, стать ребром, вокруг которого будет образовываться городская застройка».
Вместе с тем проектировщики принимали во внимание, что эта зона уже сориентирована на переформирование из промышленной в общественно-деловую застройку, поэтому учитывались и перспективные инвестиционные проекты при определении основных параметров трассы. При разработке проектных решений была выполнена транспортно-экономическая оценка территории тяготения моста. Прослеживая динамику численности населения и мест приложения труда в зонах градостроительных преобразований, эксперты отметили, что значительный прирост населения и увеличение рабочих мест будет наблюдаться в районе Ново-Адмиралтейского, Матисова островов, на Васильевском острове – в районе Кожевенной линии, Уральской улицы, Морского вокзала, на намывных территориях для образования Морского фасада. К примеру, в 2025 году численность населения в районе Морского фасада составит 35,3 тыс. человек. Количество рабочих мест – более 85 тысяч. В районе Уральской улицы: в 2006 году эта цифра составит 2,9 тыс. чел./15,5 тыс. мест, в 2025 году – 17,1 тыс. чел./ 18 тыс. мест соответственно.
Проанализировав интенсивность движения, даже с учетом ввода ЗСД и новой пропускной способности Благовещенского моста, эксперты отмечают, что среднегодовая суточная интенсивность движения по основным связям западной части Васильевского острова с центром на 2012 год составит более 27 тыс. автомобилей. Нагрузка на ЗСД составит 95 300 автомобилей, на Благовещенский мост – 49 600 автомобилей. «При исключении этого моста мы видим значительное увеличение нагрузки – до 58 800 автомобилей – на Благовещенский мост, до 99 тысяч – на Западный скоростной диаметр».
К 2026 году, по оценкам специалистов, 37-метровый Благовещенский мост и 8-полосный Западный скоростной диаметр уже не в состоянии справиться с транспортным потоком.
При согласовании технических условий с организациями, участвующими в эксплуатации акватории, учитывались и их требования, предъявляемые к мосту. Полученная разрешительная документация изначально предполагала строительство низкого моста высотой 5-6 метров. Однако, учитывая, что данный участок относится к ведению Морского порта, а границей «река-море» является Благовещенский мост, было принято решение, что высотный габарит в наведенном состоянии должен составлять не менее 16 метров, и 50 метров – в разведенном состоянии для прохождения судов «река-море».
«На стадии предпроектных проработок нами было рассмотрено три варианта створа мостового перехода, связывающего Васильевский остров и центральную часть города, – говорит Татьяна Кузнецова. – В створе проезда Декабристов, в створе 12–13-й линий и в створе 22–23-й линий. Однако строительство мостов через Неву в застроенной части города связано с наличием большого количества ограничений. В районе 22–23-й линий находилось наименьшее количество застроек и объектов, находящихся под охраной КГИОП: Горный институт (год застройки 1806–1811), набережная Лейтенанта Шмидта, здание главной геофизической обсерватории Горного института, ледокол «Красин», и здания, расположенные на территории завода «Электроаппарат». Поэтому третий вариант эксперты сочли подходящим. При этом учитывался наименьший ущерб окружающей застройке. Однако в непосредственной близости от Горного института строить такое масштабное сооружение было бы небезопасно: на основание фундаментов здания Горного института ложилась нагрузка. При этом возникла необходимость сноса ряда зданий, в том числе и находящихся под охраной КГИОП.
По этой же схеме специалисты рассмотрели еще несколько вариантов и остановились на таком, при котором съезд с моста может осуществляться через территорию завода «Электроаппарат». После встречи с владельцами предприятия было принято общее решение, которое полностью увязано с предстоящей перепланировкой территории завода. «Таким образом, съезд, который начинается с 22–23-й линий, проходя над территорией ОАО ВО «Электроаппарат» дает возможность заезда на мост автомобилистам с 24–25-й линий, – отмечает Татьяна Кузнецова. – При этом нам удалось уложиться в минимальные затраты на компенсационные издержки. Существенно и то, что будет произведен минимальный снос зданий, не состоящих под охраной КГИОП».
Проектировщики предложили несколько вариантов архитектурного решения моста. Классический подразумевает строительство моста с раскрывающимися пролетами. Однако он сложен и недешев. Высокий мост с опорами, напоминающий краны Балтийского завода, органично вписывается в существующую застройку.
Длина сооружения, по словам Татьяны Кузнецовой, составит примерно 1300 метров, при этом длина моста – 450 метров, остальное – участки эстакады, подпорные стенки и т.д.
«Надеемся, – оптимистически настроена Татьяна Кузнецова, – что в 2012 году мост уже будет построен. И тогда мы увидим, насколько он, вместе с ЗСД, улучшит транспортную обстановку в городе».

Автор: Марианна Рахман


РУБРИКА: Тенденции и перспективы