Кредит дороже, чем кажется


19.02.2006 23:00

Получение ипотечного кредита на практике оказывается гораздо более дорогим удовольствием, чем кажется. Несмотря на объявленное снижение ставок, за предполагаемые 10 лет срока выплаты по кредиту все равно приходится выплачивать почти двойную цену квартиры.
Как рассказывает Сергей Федоров, директор по связям с общественностью компании London Consulting&Management Company, процедуру получения кредита он начал летом прошлого года. Первоначально он собирался обратиться в Московский международный банк. Однако от этого намерения пришлось отказаться после ознакомления со списком документов. В частности, ММБ требовал предоставить военный билет, водительские права и справку из психоневрологического диспансера. И это притом, что первые два документа ни в каком случае не выдают без справки о психическом здоровье.
После этого Сергей Федоров решил обратиться в другой банк, список документов которого казался гораздо более коротким. Он хотел обменять свою двухкомнатную квартиру на очень приличную «трешку». Необходимая сумма доплаты составляла около $40 тыс. Банк был готов одалживать деньги под 11 процентов годовых в валюте на срок в 10 лет. Предварительные расчеты показывали, что ежемесячная сумма выплаты будет составлять около $400-500.
Реальные траты оказались несколько иными. В частности, на предварительные процедуры и банковские согласования пришлось потратить около $3 тыс. Четыре различных вида страховок обошлись в $570. Оценка приобретаемой квартиры – в $150. Плата за одобрение кредита – $150. За открытие валютного счета взяли $465. Затем понадобилось платить и за создание рублевого счета, что стоит еще 6 тыс. рублей. В процессе оформления выяснилось, что банк намерен подстраховать надежность сделки даже не дважды, а трижды. Помимо проверки истории квартиры и страхования титула финансисты настояли на том, что договор купли-продажи должен заверить нотариус. Причем нотариус аккредитован при банке только один – самый дорогой в городе. За свои услуги он запросил $1000.
Все эти подготовительные процедуры обошлись дорого, но прошли в нормальные сроки. Сложности начались в момент начала регистрации сделки в ГБР. Договор визировали 3 месяца. Затем в конце января выдали документы, на которых не стояла отметка о том, что на квартиру наложено обременение. Последняя пауза возникла после того, как в самый последний момент банк отказался выдавать деньги продавцу квартиры, так как обнаружилась недостача одной из бумаг. Как следствие – в квартиру удалось войти только в феврале и за растянувшуюся аренду банковской ячейки пришлось отдать около $150.
Неизвестность
до последнего момента
Однако самым неприятным моментом сделки оказалась минута, когда банк предложил подписать договор о выдаче кредита. Дело в том, что до этого момента менеджеры кредитной организации не озвучивают – сколько, собственно, придется платить ежемесячно. Объясняется это тем, что точные платежи можно вывести только после определения всех параметров покупки.
Готовясь к расплате по ссуде, каждый высчитывает примерные будущие траты. Но платежи по расчетам банкиров оказываются иные и намного выше. Дело в том, что выкладки ведутся по хитрой, выгодной для банка формуле. В частности, платежи по процентам перенесены на первые годы. Отдавать основную сумму долга начинаешь ближе к концу срока кредитования. И, как следствие, проценты практически со всей суммы кредита приходится платить в течение очень долгого времени. Сергею Федорову при кредите в $40 тыс. ежемесячно придется вносить по $600.
Общее впечатление, которое вынес Сергей Федоров – работа банка построена таким образом, что клиентам приходится получать любые согласования лишь за счет собственной активности. Если в какой-то момент, независимо от этапа сделки, перестать проявлять инициативу, то банкиры просто забудут о тебе. Причем от хлопот не избавляет даже обращение к ипотечным брокерам. «Я видел состоятельных людей, которые приходили к банкирам в сопровождении такого специалиста, и им все равно приходилось часами сидеть перед кабинетами», – говорит Сергей Федоров. Ныне счастливый обладатель квартиры говорит о том, что остался весьма доволен сотрудничеством с агентом. Тот оформил две сделки за 4 процента и как мог помогал на всех этапах, не имея специального «ипотечного» сертификата.
разные руЧки –
основание длЯ отказа
Другой топ-менеджер, который только готовится к сделке, говорит о необходимости смириться с необычайной придирчивостью банковских менеджеров к предоставляемой документации. Заместителю генерального директора одной из фирм пришлось несколько раз заново оформлять справки с работы. Ее просили переделать все документы из-за того, что формы, скопированные с сайта банка, частично неправильны, различные подписи одного и того же человека незначительно отличались, и даже потому, что эти подписи были сделаны разными ручками.
Сейчас менеджер подыскивает квартиру и столкнулась с тем, что три четверти потенциальных продавцов отказываются иметь с ней дело, объясняя это нежеланием связываться с кредитными деньгами. Многих продавцов раздражает требование банка предоставить справки из психоневрологического и наркологического диспансеров. Ну, и практически все владельцы жилья опасаются, что участие банка приведет к затягиванию сделки. В частности, заместителю генерального директора сейчас удалось найти вариант, но продавец настаивает на подписании жесткого договора, в котором будет говориться, что в случае переноса сроков сделка разрывается. Если это произойдет, то получатель кредита потеряет деньги, которые были заплачены за экспертизу объекта недвижимости.

Автор: Григорий Песков


РУБРИКА: Кредитная история