Жилье для военных: одна задача – четыре решения!
Обеспечение российских военнослужащих жильем – сегодня самая большая проблема нашей армии. На днях об этом заявил даже вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов. По его оценке, сейчас 130 тысяч служивых в России не имеют собственного жилья и еще 30 тысяч нуждаются в улучшении жилищных условий. Рассказать о том, как выглядит проблема с жильем для военных «изнутри»,
мы попросили члена комитета по обороне Госдумы РФ, бывшего военного
Андрея Головатюка.
– Андрей Михайлович, откуда возник такой дефицит жилья для военных?
– В 90-е годы, когда было большое сокращение армии, у нас уволилось из вооруженных сил большое число бесквартирных военных. Они уходили по штатным сокращениям или по каким-то другим причинам. Но практически им всем военное ведомство должно жилье. По моей оценке, сейчас потребность в квартирах составляет только по Министерству обороны более 180 тысяч квартир. И взять их негде. Поэтому министерство ищет пути, чтобы решить эту проблему.
– В каких районах страны самые большие трудности?
– Этих областей пять: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленобласть и Калининградская область. Объясняется это просто. В столицах и их окрестностях сосредоточены основные военные органы управления, воинские части, военные училища. Дефицит жилья очень высок. А в Калининградской области, поскольку это анклав, всегда стояла мощная группировка войск, кроме того, туда были выведены военные части из Прибалтийских республик.
– Какие варианты решения жилищной проблемы существуют?
– Их четыре. Первое – получение военным натурального жилья при увольнении. Здесь обещают увеличить количество сдаваемых Министерством обороны домов. Это стройки, которые для нужд министерства ведут фирмы, заключившие прямые договоры с военным ведомством. В этом году планируют таким образом построить около 8 тысяч квартир. Второе решение проблемы – получение военным жилищного сертификата. Третье – жилищные субсидии. И четвертое – участие служивых в накопительной системе ипотечного кредитования жилья.
– Насколько мне известно, идея с получением жилищных сертификатов военным не очень нравится…
– Да, проблемы есть. Чтобы их решить, необходимо увеличить стоимость квадратного метра жилья, которая прописана в сертификате. В последнее время его стоимость определял Госстрой, который входит в состав Министерства по региональному развитию. Предлагаемая им оценка квадратного метра, мягко говоря, не соответствует реальности. По Московской области, например, она определена в 14 тысяч рублей. Это порядка 250-300 долларов за квадрат. А на самом деле он стоит от 700 долларов и выше. Видите, какая разница? Поэтому многие военнослужащие от сертификатов отказывались. Это и понятно. Если военнослужащему, отслужившему более 25 лет и дослужившемуся до звания полковника, была положена трехкомнатная квартира, то на сертификат он мог купить только однокомнатную, и то в удаленных районах. Поэтому стоимость квадратного метра в сертификате планируется поднять так, чтобы она покрывала хотя бы 80 процентов его реальной стоимости. Это решение было принято Президентом. И уже выделено из федерального бюджета 15 млрд рублей на эти цели. В этом году, по прогнозу, 15-16 тысяч квартир будут предоставлены военным по сертификатам.
– А что такое ипотека для военных?
– Это новая форма решения жилищной проблемы – действует с 1 января 2005 года. Так что мы пока не можем точно сказать, положительно она работает или нет. Принцип прост. По итогам прошедшего года, на счет каждого военнослужащего, который участвует в программе (а это исключительно контрактники или курсанты, которые заключили договоры с Министерством обороны до
1 января 2005 года), переведено 37 тысяч рублей. За 2-3 года, скопив порядка 100 тысяч рублей, они смогут взять кредит в банке и купить себе жилье в любом регионе страны. Эта квартира будет в собственности у служивого, и он сможет либо жить в ней сам, либо сдавать ее, пока служит в другом регионе. За службу человек будет получать средства от государства на персональный счет в банке для погашения кредита. Так что он будет знать, что у него есть дом, и голова не будет болеть о том, где ему после окончания службы поселиться. По такой схеме можно купить жилье даже в столицах. Но минус ипотечной программы в том, что мы не можем прогнозировать инфляцию и финансовые кризисы. Если, не дай Бог, случится финансовый крах, то все деньги на счетах, как в августе 1998 года, могут сгореть.
– Как обстоят дела с приватизацией жилья в военных городках?
– Сейчас есть военные городки, которые снимаются с баланса Министерства обороны. Они передаются местным органам в управление. До 90 процентов их жителей – это бывшие военнослужащие, которые уже практически утратили связь с вооруженными силами. Это военные пенсионеры. Получается, что они в квартирах живут по 15-20 лет, а квартира находится в служебном пользовании Минобороны и ее нельзя приватизировать. Сейчас стоит вопрос о «расслужебывании» такого жилья и выпуске разрешения для граждан его приватизировать. Этот документ пока в стадии рассмотрения. Но механизм уже отрабатывается. Хозяевам квартир предложат либо приватизацию, либо, как альтернативу, жилищный сертификат. Думаю, найдется немало людей, которые захотят из военных городков уехать. Поскольку после окончания службы найти работу в таких местах практически нереально.
– Как вы думаете, почему именно сейчас государство стало серьезно заниматься проблемой обеспечения военных жильем?
– Сейчас коренным образом пересматривается общественное мнение в отношении силовых структур и армии в частности. За 90-е годы сформировалось у народа такое мнение, что армия должна сама решать свои проблемы. Но мы не должны забывать, что еще Наполеон сказал: «Народ, который не хочет кормить и одевать свою армию, будет кормить и одевать чужую». Видимо, на государственном уровне это осознали.
Автор: Наталья Ковтун