Город готов к приходу инвесторов


08.01.2006 23:00

Год 2005-й был для строительного рынка Петербурга насыщенным самыми разнообразными событиями. Поэтому и разговор
с вице-губернатором Александром Вахмистровым, курирующим эту отрасль в Северной столице,
вышел долгим.

– Накануне Нового года принято подводить итоги. Какие, на Ваш взгляд, события уходящего года стали особенно значимыми для Петербурга, все ли из намеченного удалось выполнить?
– Самым значимым событием уходящего года, несомненно, стало принятие нового Генерального плана города. В результате колоссальной работы специалистов, широкого общественного обсуждения появился объемный документ, четко определяющий градостроительные перспективы, объемы и направления дальнейшего развития города. И очень важно, что новый Генплан сочетает в себе новое строительство, развитие территорий с сохранением исторической застройки, воплотив тем самым девиз принятой недавно правительством города Петербургской стратегии сохранения наследия – «Сохранение через развитие, развитие через сохранение». Санкт-Петербург стал первым городом, который будет жить в соответствии с законом, чья формулировка говорит сама за себя: «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».
Ну а если говорить о реализованных строительных проектах, то в уходящем году, пожалуй, значимым событием было завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений, в торжественной церемонии ввода которых приняли участие Президент России Владимир Путин, президент Финляндии Тарья Халонен и премьер-министр Швеции Йоран Персон. И уже в 2007 году, после введения на ЮЗОС завода по сжиганию осадка, Петербург станет единственным городом в Европе, где будет сжигаться 100 процентов осадков сточных вод, что значительно улучшит экологию Финского залива и Балтийского моря.
Кстати, по такой же системе будет реализован проект строительства Западного скоростного диаметра и скоростной автотрассы Санкт-Петербург – Москва.
В 2005 году мы открыли новый участок Восточного полукольца кольцевой автомобильной дороги, по которому можно проехать на федеральную трассу «Россия». А вот полностью завершить строительство этого полукольца, как планировалось, не удалось, и срок окончания работ перенесен на 2006 год. Большой победой стало принятие федеральным правительством постановления о строительстве Западного полукольца и завершении строительства всей автодороги. Последний участок будет готов к 2012 году.
В этом году строители отлично поработали еще на одном важнейшем городском объекте – реконструкции аэропорта Пулково. Здесь завершено бетонирование реконструируемой четырехкилометровой взлетно-посадочной полосы. Затем будет продолжен капитальный ремонт взлетных полос, будет заменено навигационное оборудование. После завершения работ наш аэропорт получит возможность принимать тяжелые пассажирские аэробусы
А-380 и сможет принять гостей на саммит глав государств. Кстати, надо сказать, что новым Генпланом предусмотрено строительство нового международного терминала Пулково-3 и нового грузового терминала.
Вообще транспортному строительству в нашем городе уделяется особое внимание. Петербург – крупный транзитный центр, город-порт, и мы должны обеспечить его трассами, переправами, развязками соответствующего уровня. В этом году в той или иной степени уже начато строительство целого ряда таких объектов. Это автомобильный тоннель под Невой, ремонт нескольких городских переправ, а в ближайшее время мы приступим к реконструкции Пискаревского проспекта.
В завершение ответа на Ваш вопрос я хотел бы сказать о принятии в 2005 году важных городских программ – это программа по строительству социальных объектов на период до 2016 года и программа «Жилье – бюджетникам». Работники бюджетной сферы смогут купить его по относительно невысокой цене, которая будет зависеть от количества лет – уже отработанных и тех, которые еще предстоит отработать. Это может стоить $600-650. Таким образом, администрация даст возможность бюджетникам приобрести квартиры.
Какую-то часть квартир город закупает у застройщиков и передает населению. В этом году за счет бюджета мы планировали приобрести 35-40 тыс. кв. м в домах со сроком сдачи до конца 2005 года и передать их в Жилищный комитет для расселения аварийных квартир.
Городская администрация занимается увеличением предложения по жилью: чем больше в продаже квартир, тем они дешевле стоят.
За счет городского бюджета в этом году будет возведено порядка 100 тыс. кв. м жилья (примерно 2 тыс. квартир).
Продолжается работа и в соответствии с существующими программами – расселение ветхого и аварийного жилья, реконструкция и расселение общежитий, санация домов первых массовых серий, строительство и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры, метрополитена, строительство социальных объектов, программа развития физкультуры и спорта.

– Если еще год назад мы говорили о том, что Петербург переживает строительный бум, то сегодня спрос на строящееся жилье резко упал. На Ваш взгляд, чем это вызвано и каковы перспективы строительства нового жилья в Петербурге?
– Действительно, в 2005 году был отмечен спад покупательской активности. Он был обусловлен целым рядом причин, в том числе объективных. И сразу отмечу, что это не значит, что мы построили настолько много, что предложение превысило спрос – до этого нам еще далеко. В предыдущие годы большая часть жилья приобреталась не для решения жилищных проблем, а для вложения капитала. Сегодня эта ситуация изменилась, большинство приобретает жилье для себя. При этом в силу объективных причин рынка в этом году повысились цены, что, естественно, повлияло на спрос. Кроме того, вы знаете, что вступил в силу пакет новых федеральных законов в строительной сфере, который нанес ощутимый удар по рынку. Например, новый закон о дольщиках, не имеющий до сих пор подзаконных актов, механизмов реализации, не только исключил долевое строительство и иные формы работы, но и «минусовал» 90 процентов частных инвестиций в стройку. В целом в строительной отрасли нашего города сложилась довольно сложная ситуация, которая и отразилась, в частности, на спросе. Однако надо сказать, что к концу года ситуация нормализовалась, продажи пошли, строительные компании стали внедрять свои внутренние программы: например, цены не в евро, а в долларах, скидки для молодежи и так далее. Кроме того, активно заработала ипотека, покупка жилья стала более доступной. Поэтому я бы сказал, что перспективы хорошие, строительный процесс будет продолжаться, наращивая темпы, а жилье будет приобретаться петербуржцами.
На 21 декабря строительным комплексом Санкт-Петербурга введено в эксплуатацию порядка 1 млн 700 кв. м жилья и 370 объектов общегражданского назначения. Как всегда в конце года, назначен еще целый ряд госкомиссий, и можно говорить о том, что объемы сдачи жилья в 2005 году превысят объемы 2004 года
(2 млн кв. м – Ред.).
За счет средств бюджета в Колпино построено три жилых дома для переселения жителей из ветхих и аварийных домов. К началу учебного года проведена реконструкция двух школ. В честь празднования 60-летия со Дня Победы выполнена комплексная реконструкция Пискаревского мемориального кладбища и Государственного воинского историко-мемориального кладбища. Завершено строительство вставки производственно-вспомогательного корпуса малой сцены Театра драмы имени А.С. Пушкина. Проведена реконструкция здания городского клинического онкологического диспансера.
В этом году появились первые результаты реализации комплекса мероприятий по подготовке территорий под жилищно-гражданское строительство на 2004-2010 годы. В июне правительством Санкт-Петербурга утвержден проект застройки квартала 56АБ Северо-Приморской части Приморского района Санкт-Петербурга, в сентябре – проекты планировки и межевания кварталов 59А и 59Б СПЧ. 22 декабря состоялись торги по 27 земельным участкам, расположенным в этих кварталах и предназначенным для строительства жилых домов, гаражей и других объектов обслуживания. В пакеты документов входят все необходимые и требуемые новым градостроительным законодательством согласования, что дает возможность победителям торгов незамедлительно приступить к рабочему проектированию. В общей сложности на аукционе было представлено 24,3 га под строительство более 570 тыс. кв. м.
Завершена разработка проектов планировки и межевания кварталов 15 и 18 Приморской Юго-Западной части Санкт-Петербурга. На этих площадках можно построить около 600 тыс. кв. м жилья.
Проходит согласования проект планировки района «Северная Долина», на территории площадью 540 га планируется возвести порядка 3 млн кв. м жилья. Проект планировки всего района, включающего более 20 кварталов, будет завершен Комитетом по строительству в первом полугодии следующего года, и тогда же первые участки будут выставлены на торги.
Кроме того, заключены государственные контракты на разработку проектов инженерной подготовки, планировки и межевания квартала 15 района «Северная долина»; квартала 58 Северо-Приморской части Приморского района Санкт-Петербурга; квартала 20 Приморской Юго-Западной части в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Ведутся проектные работы по инженерной подготовке территории квартала 15 восточнее проспекта Юрия Гагарина.
Хотя, конечно, есть и проблемы. В первую очередь, все еще недостаточная инженерная подготовка территорий. Сегодня мы практически исчерпали возможность строительства в кварталах со сложившейся застройкой и, соответственно, обеспеченных инженерией. Пришло время осваивать новые территории, и это одна из первоочередных задач городского правительства. Еще одна проблема заключается в до сих пор не урегулированных взаимоотношениях застройщиков с естественным монополистом – Ленэнерго. Подключение сетей к построенным объектам проходит очень тяжело, задерживаются сроки. Но и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, и правительство города очень жестко настроены на скорейшее решение этой проблемы. И определенные шаги в этом направлении уже сделаны: заключено соглашение между Комитетом по строительству и застройщиками в лице Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», ОАО «Петербургская сбытовая компания», ЗАО «Петроэлектросбыт», ОАО «Ленэнерго», которым вводится Порядок присоединения энергопринимающих устройств объектов нового строительства и реконструкции к электрическим сетям ОАО «Ленэнерго».
В завершение скажу: очень важно, что жилищная политика, одно из важнейших направлений социальной работы, получила сегодня государственный статус и вопрос доступности жилья является первоочередным на федеральном уровне. Создание Национального совета по доступному жилью, который возглавил Президент России Владимир Путин, будет способствовать решению этих злободневных вопросов.

– Считаете ли Вы, что ипотека помогает решить проблему доступного жилья?
– «Доступное жилье» не означает «дешевое жилье». Конечно, сегодня востребовано дешевое жилье в прямом смысле этого слова – панельные дома простых планировок, расположенные, как правило, на окраинах города. И такие дома сегодня строятся. Однако мы стремимся к тому, чтобы всем жителям нашего города было доступно жилье в современных комфортных домах. Мы делаем акцент на создании комфортной жилой среды, которая подразумевает не только комфортную квартиру, но и благоустроенную территорию, наличие социальной инфраструктуры, транспортных подходов. И задача не в том, чтобы строить дешевое жилье, а в том, чтобы покупка квартиры была доступна.
Доступное жилье – это жилье, которое человек может купить с помощью разных кредитных схем, рассрочек, государственных программ.
Должно быть все разнообразие форм приобретения жилья: и долевое строительство, и классическая ипотечная схема, и строительно-сберегательные кассы, и жилищно-накопительные кооперативы. Конечно, нельзя забывать и о бюджетной поддержке. Бюджет должен вкладывать деньги в инженерную подготовку территорий для того, чтобы застройщики могли строить жилье на уже готовых территориях. Это сокращение сроков по времени, а соответственно, удешевление стоимости строительства. Кроме того, со стороны бюджетов разных уровней необходима активная помощь населению в виде субсидий: субсидии на первый взнос, субсидии бюджетникам, субсидии по процентной ставке, субсидии военнослужащим и т.д. То есть должна быть многоплановая жилищная политика, не отвергающая тот или иной способ увеличения доступности жилья.
Несомненно, ипотека – один из наиболее эффективных методов решения жилищного вопроса. Ипотечное кредитование в Санкт-Петербурге, как я уже сказал, в этом году набрало высокие обороты. Если общий объем выданных кредитов за прошлый год составил 1400, то в этом году при планах прийти к показателю в 3 тысячи кредитов уже по итогам трех кварталов было выдано 3022 кредита. Сегодня уже можно говорить о том, что к концу 2005 года эта цифра достигнет 5 тысяч, то есть каждая шестая вновь построенная квартира будет приобретена в кредит. В следующем году мы планируем увеличить этот показатель до 8-10 тыс. кредитов. По ипотечным программам в Петербурге работают уже более
20 банков, и нет никакого сомнения в том, что их количество будет увеличиваться с вовлечением в программу, по прогнозам специалистов, не менее пяти банков в квартал. Таким образом, динамика очень хорошая.
Кроме того, надо сказать, мы приняли ряд целевых программ, направленных на оказание бюджетной поддержки отдельным категориям граждан. Это программа субсидирования первоначального взноса для очередников, программа обеспечения жильем работников бюджетной сферы, о которой я уже сказал. Эти программы оказывают существенное влияние на увеличение объемов кредитования. Правда, надо отметить, что они ограничены возможностями городского бюджета.
Еще мы планируем разработать ипотечные механизмы для расселения граждан из коммуналок, ветхого и аварийного фонда.
Помимо всего перечисленного, у нас уже реализуется целый ряд программ, которые носят субсидийный характер. Это субсидии на ипотечное кредитование нуждающихся и стоящих на очереди людей, субсидии на приобретение жилья, программа «Молодежи – доступное жилье».

– В Петербурге все еще очень много граждан проживает не в лучших условиях в домах первых массовых серий, так называемых «хрущевках». Как в городе решается проблема этих домов?
– Мы продолжаем работу по реконструкции кварталов сложившейся застройки, в первую очередь, застроенных домами первых массовых серий. Но надо понимать, что «хрущевок» в нашем городе очень много (порядка 10 процентов всей застройки), и быстро провести реконструкцию всех таких домов мы не можем хотя бы из финансовых соображений. В рамках Адресной программы санации жилых домов первых массовых серий на 2005-2008 годы реконструкция идет за счет городского бюджета. На следующий год выделяется 232 млн рублей. Но и этого далеко не достаточно: санация одного такого дома обходится в 15-20 млн рублей. Большой же заинтересованности инвесторов в такой работе, к сожалению, нет. Поэтому мы считаем, что более эффективный и привлекательный для инвесторов способ – снос «хрущевок» с переселением жителей и строительство на этом месте новых, современных жилых домов. При этом, конечно, параллельно могут применяться разные способы санации.
– В Москве ежегодно вводится по одной новой станции метро. У нас этот показатель гораздо ниже. Ликвидация аварийного участка в зоне размыва – это большое достижение. Однако дальнейшее развитие Санкт-Петербурга невозможно без строительства новых станций и даже новых линий подземки. Появятся ли в ближайшее время новые метростроевские объекты?
– Прежде всего хочу сказать, что правительству города впервые за последние годы удалось добиться выделения больших объемов финансирования для строительства метрополитена, увеличения объема средств, выделяемых как из городского, так и из федерального бюджета. И губернатор поставила конкретные задачи по строительству новых станций. В целом планируется построить 41,5 км новых подземных путей: до 2015 года будет запущена 21 станция метро. В 2006 году на строительство метро из городского бюджета планируется выделить более 3 млрд рублей, а из федерального бюджета – 1 млрд рублей.
Губернатором поставлена задача минимизировать затраты на проведение работ, в частности, путем упрощения технологического процесса, перехода на современные материалы и технологии. Решением этого и других вопросов занимается созданный Городской штаб по перспективному развитию метрополитена в Санкт-Петербурге, который я возглавляю.
Если говорить о планах на ближайшее будущее, то сегодня под номером один идет строительство Фрунзенского радиуса метро, где сосредоточены основные финансовые средства, и работы продвигаются хорошими темпами. Затем мы приступим к строительству Приморского радиуса метро. Появятся новая станция («Адмиралтейская»), дополнительные наклонные ходы и вестибюли на станциях «Балтийская», «Василеостровская», «Спортивная», «Петроградская», «Выборгская» и «Сенная».

– Петербург провозглашен городом, привлекательным для инвесторов. Однако одно дело – провозгласить, а совсем другое – создать для этого необходимые условия. На Ваш взгляд, удалось ли это сделать?
– Несомненно, благоприятные условия для инвесторов в нашем городе созданы. Конечно, работа в этом направлении еще продолжается, и многое надо сделать, но в целом город готов к приходу крупнейших мировых лидеров.
Вы знаете, что крупнейшее российское независимое рейтинговое агентство «Эксперт РА» в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2004-2005 годов присвоило Санкт-Петербургу индекс 1(В), что означает «высокий потенциал – умеренный риск». Кроме того, наш город занял первые места в основной номинации «За минимальный инвестиционный риск в 2004-2005 годах» и в дополнительной номинации «За лучший социальный климат». В номинации «За лучшую финансовую ситуацию» за нами третье место. Это объективные данные, свидетельствующие о том, что большая работа по созданию инвестиционной привлекательности дала хорошие результаты. И самое важное, что нам удалось в рамках этой работы, – создание за последние годы мощной конкурентоспособной среды, являющейся залогом успеха.
Сегодня мы можем говорить о конкретных примерах. Санкт-Петербург стал одним из победителей конкурса, проведенного Минэкономразвития на создание особых экономических зон. В город пришли такие крупные стратегические инвесторы, мировые лидеры, как «Тойота», «Элкотек», «Бош» и «Сименс».
Нельзя не отметить и активный приход инвесторов в сектор энергетики и инженерного обеспечения. Компания «Газпром» реализует программу полной модернизации системы теплоснабжения Петроградского района, которая будет завершена к 2008 году. Заключено соглашение с Федеральной сетевой компанией о строительстве подстанции «Ржевская», с Российскими коммунальными системами мы заложили первый камень в строительство долгожданной котельной на Ржевке, согласовано начало строительства теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной на средства Внешторгбанка, заканчивается формирование пула инвесторов по строительству Юго-Западной ТЭЦ.
Эти проекты позволят не только улучшить качество теплоснабжения жителей нескольких районов, но и создать новые мощности для строительства и развития территорий.
Благодаря подобным бизнес-проектам, темпы экономического роста в Петербурге весьма высоки. В этом году они составят порядка 14 процентов. Такая же цифра прогнозируется и по итогам следующего года. Подобный показатель в 2,5 раза выше, чем в среднем по России.
С крупными инвестициями приходят в наш город и ведущие российские компании. Так, в Колпино начато строительство завода по производству труб большого диаметра «Северсталь» с объемом инвестиций в $430 млн.
Налицо прогресс и в привлечении инвестиций в другие крупные стратегические проекты. Среди них – «Балтийская жемчужина», строительство многофункционального мегакомплекса с объемом инвестиций до $1,5 млрд. Это абсолютный рекорд по объему иностранных вложений в Санкт-Петербург. Полным ходом идет и реализация крупнейшего проекта строительства второй сцены Мариинского театра, которая будет соответствовать самым современным стандартам. Объявлен конкурс на право заключения инвестиционного договора на проектирование и приспособление для современного использования территории острова Новая Голландия.

– А чем является для Вас Санкт-Петербург с точки зрения жителя? С точки зрения вице-губернатора? С точки зрения профессионала-строителя? Есть ли у Вас любимые уголки города?
– Я не привык делить себя на составляющие. Я хотел бы верить, что в первую очередь являюсь не чиновником, а строителем и жителем любимого города. Поэтому, занимая должность вице-губернатора, я всегда отношусь к работе как профессионал-строитель с довольно большим стажем и одновременно житель Петербурга, любящий город и имеющий возможность сделать свой вклад в дело его развития. Для меня Северная столица – самый прекрасный город в мире, совершенно уникальный не только по своей архитектуре, сочетанию различных стилей, но и по неповторимому духу. И это мы – строители, власть, жители – должны помнить постоянно. Большая честь руководить, работать и жить в этом городе. Мы все несем ответственность за то, какой он есть и каким будет, какие процессы в нем происходят и чем он дышит.

– Александр Иванович, что хотите пожелать в новом году коллегам-строителям?
– Здоровья, удачи, тепла и уюта, счастья, успехов, достижения новых горизонтов!

Автор: Вопросы задавала НатальЯ Бабаджанян


РУБРИКА: Точка зрения