Курс – на проекты века


04.12.2005 23:00

Областные власти рассчитывают оживить экономику региона

Правительство Ленинградской области, похоже, решило превратить территорию своего региона
в полигон для реализации различных «проектов века». Вслед за развитием портового комплекса в Усть-Луге и строительством Северо-Европейского газопровода (СЕГ) всерьез обсуждается вопрос о создании гигантского судоходного канала, который переключит на себя большую часть грузопотока, следующего сегодня по Неве.

По словам вице-губернатора Ленинградской области Николая Пасяды, он уже направил соответствующее письмо в Правительство России. Что и понятно: без федеральной финансовой помощи при реализации этого проекта не обойтись. Прокладка такого канала оценивается в $1 млрд. Первоначально областные чиновники рассматривали три варианта маршрута прокладки канала, который должен соединить Ладожское озеро с Финским заливом. Ключевым звеном первого варианта должна была стать Вуокса. Но от этого варианта отказались, так как в этом случае может пострадать уникальный природный комплекс бассейна Вуоксы, славящийся своей живописностью, а заодно и ухудшиться экологическая ситуация на Карельском перешейке в целом. Второй вариант предусматривает прокладку канала по маршруту Ладожское озеро – Юкки – Парголово – Сестрорецк – Финский залив. Наиболее предпочтительным, по словам Николая Пасяды, представляется третий вариант, трасса которого пройдет по рекам Волхов, Тигода и Луга и протянется от Новой Ладоги до Усть-Луги. Хотя это более дорогостоящий и протяженный (630 км против 150 и 165 км для двух первых вариантов) проект, но и более перспективный. Так, его судоходная часть составит около 280 км. Кроме того, областные власти считают, что в ходе его постройки и последующей эксплуатации им удастся привлечь крупные инвестиции для экономического и инфраструктурного развития южной части Ленобласти, по которой будет проходить маршрут канала.
Воплотится ли этот проект в реальность, теперь целиком зависит от Правительства России. А вот с проектом строительства Северо-Европейского газопровода никаких проблем пока не предвидится. По словам г-на Пасяды, его закладка состоится уже 9 декабря в Бабаево (Вологодская область). Первый 115-километровый участок планируется построить ко второй половине следующего года. Как известно, 598 км сухопутного участка СЕГ будет проложено по территории Ленобласти. Г-н Пасяда считает, что этот проект станет крайне выгодным для области. «Мы получим дополнительный лимит газа в размере полутора миллиардов кубометров», – говорит он.
Что же касается строительства на территории Ленинградской области завода по производству сжиженного природного газа, то, по словам областного вице-губернатора, говорить об этом пока рано, хотя такой проект существует и обсуждался на встрече между губернатором Ленобласти Валерием Сердюковым и председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером. Согласно одному из вариантов, завод будет размещен на специальной платформе в Финском заливе, напротив порта Приморск. Стоимость этого проекта сравнима с затратами на прокладку трансобластного судоходного канала – $1 млрд.
Также существует проект компании «Транснефть» по строительству нефтепровода по маршруту Кстов (Ярославская область) – Кириши – Приморск. Предполагается, что его строительство может начаться уже через месяц и займет около 2 лет. По нефтепроводу будет перекачиваться до 8 млн т нефти в год. Стоимость этого проекта составляет $750 млн.
В районе же Усть-Лужского порта запланировано строительство нового населенного пункта, жители которого станут трудовым ресурсом для развития этого портово-терминального комплекса.
Областные власти рассчитывают, что реализация всех этих проектов будет способствовать экономическому развитию региона и существенно пополнит его бюджет. Что, в свою очередь, позволит увеличить ассигнования на решение первоочередных проблем населения области, например, жилищной.
Так, по словам г-на Пасяды, уже утвержденный областной бюджет на следующий год предусматривает выделение 580 млн рублей в качестве гарантий под привлечение и выдачу ипотечных кредитов через областное ипотечное агентство и более 400 млн рублей – под инженерное освоение территорий. Последнее предусматривает гарантии бюджета под 40 процентов стоимости соответствующих работ. Остальное должны покрыть банковские кредиты. Инженерная подготовка будет проводиться в наиболее инвестиционно привлекательных районах Ленобласти. По словам вице-губернатора, это Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кировский, Тосненский районы и город Сосновый Бор. При этом основной упор будет сделан на территории, расположенные поблизости от крупных предприятий, таких, например, как завод «Форд».

Автор: Игорь ЧЕРЕВКО


РУБРИКА: Перспективная область