Буддистам нужна крепкая крыша
Петербургский дацан считается уникальнейшим произведением восточного искусства во всей России. В архитектурном плане
это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. Урон, который был нанесен этому зданию в советское время, устраняется по сей день. Буддисты восстанавливают храм
на собственные средства.
Здание буддийского храма в Санкт-Петербурге изначально существовало главным образом благодаря верующим людям. Оно было построено на средства буддистов и сегодня реставрируется также за их счет. Государство в этих процессах, по словам священнослужителей, принимает участие очень слабо.
Первый на Северо-Западе России буддийский монастырь был построен в Петербурге в 1915 году по инициативе российского подданного бурятского ламы Агвана Доржиева. К тому времени необходимость в создании храма назрела довольно остро: последователей буддизма в России в начале прошлого века было достаточно для того, чтобы серьезно поставить этот вопрос. Помощи было ждать не от кого, кроме как от самих верующих. 90 процентов средств, вложенных в возведение храма, – это деньги буддистов Бурятии и Калмыкии, которые собрал Агван Доржиев при поддержке Далай-ламы XIII, а также духовного руководителя Монголии Богдо Гэгэна.
При освящении храм получил название «Дацан Гунзэчойнэй», что в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Будды, сострадающего ко всем». Тибетское слово «дацан» означает монастырскую школу, в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения. Агван Доржиев был первым настоятелем дацана. В начале прошлого века здесь сформировалась постоянная община монахов и послушников, которые проводили ежедневные службы и занимались изучением буддийской философии и ритуалов.
Трудные годы буддийского храма
В архитектурном плане дацан до сих пор является самым дорогим буддийским храмом в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные храмы, в лучшем случае – монолитные или кирпичные, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали серьезных финансовых и материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом. Художник изобразил на них семь благих буддийских символов. Сегодня эти витражи нуждаются в реставрации. Впрочем, как и все здание в целом.
Первый удар дацан получил в 1919 году, когда советские власти вторглись в жизнь буддистов. Тогда многие буддийские монахи были репрессированы, а дацаны в России разрушены. Петербургский же храм был разграблен, многие предметы утвари с тех пор безвозвратно утеряны. Однако дацан продолжал действовать до 1927 года. Именно в этом году была расстреляна последняя группа священнослужителей. В результате таких «реформ» к началу 1940-х годов на территории СССР уже не существовало ни одного действующего буддийского монастыря.
До 1990 года здание дацана использовалось совершенно для других целей. Сначала в нем размещалась военная радиостанция, а затем, с 1960-х годов, в нем находились лаборатории Зоологического института. Настоятель современного монастыря Буда Бадмаев считает, что храму в этом плане повезло. Благодаря тому, что в нем ранее размещались «интеллигентные люди, сотрудники института, которые довольно бережно относились к памятнику архитектуры», внешний вид здания не изменился.
Дацан возродился лишь спустя 30 лет: в 1991 году буддисты провели здесь первую службу. Однако же, чтобы начать восстановление здания, требовалась значительная сумма. Реставрация началась в 1993 году. Возможно, к настоящему времени дацан был бы обновлен полностью, если бы не инцидент, произошедший в 1998 году, связанный с юридической регистрацией религиозной общины. Судебные тяжбы затянулись на 4 года, соответственно, и восстановление храма приостановилось.
В Петербурге нет богатых людей
Сегодня, по словам Буды Бадмаева, здание дацана невозможно даже сравнивать с тем, что оно представляло собой 3 года назад. Реставраторы провели облицовку памятника, восстановили портик, ворота храма, ганджир (золоченый шпиль), а также начали и продолжают по сей день реставрацию интерьера. Деньги на эту работу поступают исключительно от прихожан. Благо, что прихожан много. Сегодня их насчитывается около 10 тыс. человек. «Мы берем только численностью и постоянством, – утверждает Буда Бадмаев. – Поэтому я попросил каждого верующего потерпеть 2-3 года и по мере возможностей внести свой вклад в реставрацию. Я предложил прихожанам ежемесячно сдавать по 50 рублей в виде взносов. Если бы каждый из 10 тысяч делал это вовремя, в месяц у нас бы получалось по 500 тысяч рублей!» Настоятель храма опровергает все слухи, связанные со спонсорской и меценатской помощью от известных людей. «В Санкт-Петербурге нет таких богатых людей, как, например, Борис Березовский, – сожалеет Буда Бадмаев. – У нас нет меценатов. Многие считают, что нас финансирует Роберт Турман, доктор буддийской философии, отец актрисы Умы Турман. Но это не так. Он приезжал к нам в прошлом году на открытие мемориальной доски, посвященной Агвану Доржиеву, и тогда, как и все верующие, положил на алтарь определенную сумму. Я знаю, что эта его сумма составляла около $500, не больше... Около 5 тысяч рублей внес Иосиф Кобзон. Но, пожалуй, самую значительную помощь оказала наша знаменитая калмычка Александра Буратаева. На реставрацию храма она дала $2 тысячи».
Власти допускают ошибку
Несмотря на то что большая часть реставрации уже проведена, впереди основная работа – восстановление молельного зала. Настоятель сокрушается, что все работы в полном объеме выполнить практически невозможно. Все дело в том, что средств только религиозного объединения недостаточно. «На протяжении последних 4 лет мы не берем средств из государственного бюджета, нам их просто не дают, – говорит Буда Бадмаев. – А если бы нас обрадовали финансированием, то мы бы, в первую очередь, не только отреставрировали молельный зал, но и рассмотрели бы возможность пересмотра кровельных конструкций. Мы страдаем от того, что при сильном снегопаде эти конструкции не выдерживают, и крыша начинает протекать. От этого сильно пострадали стены. Я знаю, что есть современные материалы, с помощью которых можно предотвратить такие случаи. Саму конструкцию нужно оставить, просто необходимо заменить материалы. Нужна абсолютно герметичная кровля. Конечно, эта работа требует отдельного проекта, соответственно, и дополнительных средств, которых у нас нет».
Петербургский дацан как объект культурного наследия находится под контролем Комитета по охране памятников. КГИОП также участвует в лицензировании фирм, которые проводят реставрацию храма. Пока это единственный вклад властных структур в восстановление дацана. В прошлом году служители монастыря пробовали попасть в адресную программу города, однако результатов пока нет никаких. Но священнослужители не собираются отступать. Оптимизм вселяют результаты работы, проведенной за последние 3 года. Объект можно восстанавливать исключительно на свои деньги. Хотя процесс этот будет очень долгим. Настоятель храма утверждает, что государство обязательно должно участвовать в воссоздании подобных объектов. «Храм является источником добродетели в людях, – говорит Буда Бадмаев. – Буддийское учение воспитывает духовно нравственного человека. Думаю, что государству пора обратить на это внимание. Если власти не участвуют в возрождении духовной культуры или считают, что это не их дело, они допускают большую ошибку. Любому государству нужны законопослушные граждане. Только в воспитании законопослушных граждан будет укрепляться сила государства. Если этого не будет, государство попросту распадется».
В этом году дацану исполнилось 90 лет. На праздничные мероприятия священнослужители пригласили актера Ричарда Гира и Роберта Турмана. Ответа не последовало. Настоятель храма предполагает, что событие, по всей видимости, «не столь масштабное», как хотелось бы. По его мнению, на столетие дацана гости точно должны приехать. Но к тому времени и сам храм должен быть полностью восстановлен. Уж если воплощаться желаниям, то всем и в полной мере.
Автор: Марина Голокова