Что скрывала дымовая завеса


30.10.2005 23:00

Горящая свалка близ поселка имени Морозова будет потушена в ближайшие 2 месяца. Об этом заявили представители администрации поселка, органов пожарной охраны и МЧС. На прошлой неделе чиновники названных структур в очередной раз побывали на месте происшествия и ознакомились с ходом тушения пожара.

История вопроса уходит корнями в 60-е годы, когда на месте отработанного песчаного карьера была устроена свалка. Поначалу сюда возили отходы только из поселка, но впоследствии дорогу разведали и прочие мусорщики, в том числе петербургские. К началу 90-х годов бывший карьер превратился в одну большую несанкционированную помойку. Примерно тогда же на свалке появились и первые предприниматели, которые установили на въезде шлагбаум и стали брать деньги за право перевозчиков избавиться от отходов. Каким образом подобная коммерческая деятельность могла быть развернута на территории, принадлежащей Кировскому лесхозу, история умалчивает. Во всяком случае, официально из лесного фонда 4 га земли не изымались.
В сентябре 2005 года на свалку выехали с проверкой сотрудники Государственной экологической инспекции Ленобласти и Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры. Поводом для проведения акции стала «жалоба местного населения». Разумеется, морозовская, как и любая другая свалка, горела и дымила неоднократно. Почему столь масштабная инспекция была проведена лишь в 2005 году, загадка. Выводы проверки не стали открытием: в очередной раз подтвердилось, что свалка была организована с многочисленными нарушениями санитарных, экологических и строительных норм и требований. Проще говоря, отсутствовали очистные сооружения, мусор складировался без грунтовой прослойки, имели место и прочие недостатки.
Так или иначе, решением природоохранной прокуратуры свалка была закрыта. К тому моменту эксплуатацией стихийного полигона занималось ООО «Ростехнокомплекс». Именно против этой организации и были возбуждены два дела: уголовное по факту неуплаты налогов и дело об административном правонарушении – за недоработки в организации свалки. Между тем руководство ООО «Ростехнокомплекс» утверждает, что имеет все необходимые документы, в том числе и на право аренды. В Государственной экологической инспекции заявляют, что никаких документов, подтверждающих это право, нет и быть не может: компания владеет лицензиями лишь на сбор и транспортировку мусора, но никак не на складирование.
Далее события развивались почти как в известном романе Ильфа и Петрова, где описан пожар в Вороньей слободке. Там дом запылал, подожженный сразу с шести концов: 7 октября морозовская свалка также загорелась, подожженная сразу в четырех местах. Впрочем, свидетельства администрации поселка и органов МЧС разнятся: по другим сведениям, очагов возгорания было целых семь. В одном специалисты сходятся: поджог был умышленным. Сотрудники областной экологической инспекции, круглосуточно дежурившие на свалке с целью недопущения складирования отходов, помешать поджигателям не смогли.
Кому был выгоден пожар, трудно сказать с уверенностью. По мнению действующего главы поселковой администрации Вячеслава Иванова, масла в огонь вполне могли подлить участники предвыборной гонки: 9 октября в Ленобласти выбирали представителей в органы муниципальной власти, пожар же вспыхнул
7 октября. Любопытно, что уже 8 октября на улицах поселка и в почтовых ящиках морозовцев появилась яркая цветная листовка примерно следующего содержания: «Морозовцы! Наша жизнь снова в опасности. Полигон снова пылает! Вывоз мусора закрыт. В этой связи фирма «Хорс»…» И далее названная фирма предлагала гражданам свои услуги по утилизации отходов. Поясним: названное предприятие занимается коммерческой деятельностью, и рекламные щиты фирмы можно увидеть на всех подъездах к поселку. Кроме того, фирма «Хорс» выставила на выборы нескольких своих кандидатов, которые и одержали победу – в том числе над Вячеславом Ивановым.
Между тем тушить свалку предстоит прежней администрации: новые органы власти приступят к исполнению своих обязанностей лишь в 2006 году. Кстати, свалка вяло дымила и в сентябре, однако тушение здесь было прекращено в связи с выносом вердикта о закрытии полигона. Тогда ликвидировать возгорание помешала цепь роковых случайностей. По признанию специалистов МЧС, сначала сломался экскаватор, принадлежащий жилищно-коммунальным органам, затем ушел в отпуск экскаваторщик завода им. Морозова, а механизатор, добравшийся-таки до свалки, поработал полчаса, после чего ему потребовалась скорая помощь. Это никого не удивило: в последнее время наряду с бытовым мусором на свалку свозили и токсичные отходы. Об этом также сигнализировали местные жители, вроде бы подобравшие на свалке упаковку из-под опасных отходов.
По словам начальника оперативно-контрольного отдела Государственной экологической инспекции Ленобласти Сергея Грибалева, дым, поднимающийся над свалкой, содержит диоксид серы, СО, оксиды азота. Содержание опасного канцерогена бензопирена превышает предельно допустимую концентрацию в 140 раз. Наличие токсинов в воздухе подтверждают представители экологической лаборатории ООО НППФ «Экосистема». В поселке, где ведется постоянный экологический мониторинг, ситуация немногим лучше: там, по крайней мере, отсутствует бензопирен.
Сегодня свалку тушат объединенными усилиями пожарных расчетов, сил жилищно-коммунальных органов и МЧС. Процесс тушения осложнен тем, что огонь ушел внутрь. Местами глубина горения достигает 7 м. Техника не может долго находиться на поверхности, так как проваливается вниз под собственной тяжестью. Справиться с огнем можно лишь путем полного перекапывания свалочных масс. Зачастую при перекапывании огонь вспыхивает прямо в ковше экскаватора – благодаря притоку воздуха. Распоряжением главы Муниципального образования «Всеволожский район» Игоря Самохина от 21 октября на территории пожароопасного объекта введен режим чрезвычайной ситуации. Статус особого режима позволяет выделить из резервного фонда муниципального образования дополнительные средства в размере
1 млн рублей на ликвидацию пожара. Администрация Ленинградской области готова дополнительно дать из регионального бюджета 200 тыс. рублей. К настоящему моменту администрация Всеволожского района уже потратила 300 тыс. рублей на тушение огня. О ситуации ежедневно докладывают губернатору Ленобласти Валерию Сердюкову.
Столь масштабные усилия позволяют надеяться, что свалка и впрямь будет окончательно потушена в текущем году. Далее, по словам Сергея Грибалева, ее ждет рекультивация: сюда завезут чистый грунт и засадят территорию деревьями, вернув таким образом бывший полигон в лоно лесхоза. Жители же поселка имени Морозова численностью 11 тыс. человек смогут опять дышать свежим воздухом. Правда, не исключено, что за такое удовольствие им придется платить. Твердые бытовые отходы планируется вывозить на лицензированные полигоны Всеволожского района: «Северная Самарка», «Вуолы-Эко», близ поселка Лепсари – а это означает, что тарифы могут возрасти.

Автор: Зоя Шпанько


РУБРИКА: Среда обитания