Береженого Бог бережет
В 2004 году в нашей стране зарегистрировано почти 3 млн краж со взломом. Собственность, похищенная взломщиками, оценивалась в 93,6 млрд рублей. Поэтому, согласитесь, повод поговорить о системах безопасности наших с вами квартир
и домов все-таки есть.
Первые признаки роста рынка оборудования для систем безопасности в России появились в начале 90-х годов: были основаны первые компании, и они начали импортировать первые образцы оборудования. Это были нерегулярные, бессистемные закупки. В 1996–1998 годы рынок перешел от спонтанного, неорганизованного импорта к организованному процессу. Однако в то время цены на подобное оборудование были высокими, и оно при этом не отличалось разнообразием.
Лидерами продаж были системы управления доступом и видеосистемы. Большая часть оборудования изготавливалась на Tайване, в Корее и Италии и поставлялась итальянскими или немецкими интеграторами систем, но не самими производителями. Это оборудование продвигалось в России через российские компании-дистрибьютеры. Благодаря им, на рынок пришли компании Honeywell, «eff-eff», Visonic, Northern Computers и Apollo.
В те годы российский рынок безопасности рос на 35–40 процентов ежегодно. Этот рост был приостановлен финансовым кризисом 1998 года. По сравнению с 1997 годом потери данного сектора экономики составили 50–70 процентов, а объемы продаж упали в три-четыре раза. Компании, торговавшие импортным оборудованием, разорились или переключились на продажу отечественного оборудования по безопасности. В 1999 году рынок стабилизировался, а затем начал расти на 20–25 процентов ежегодно. И уже в 2001 году достиг предкризисного уровня в $80 млн.
ОхранЯет TV
Оборудование для охранного телевидения является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского рынка систем безопасности. В 2004 году рынок этого оборудования составил $30 млн. Первоначально на рынке доминировали компании из Tайваня (Hi-Sharp, Mintron, Oscar, Chiper) и Японии (Panasonic, JVC). Однако в последние несколько лет к рынку присоединились другие компании, включая Burle, Sensormatic, Pelco, Robot (США), Siemens, Grundig (Германия), Ernitec, Philips (Голландия), Panasonic, Sony, Watec и Mitsubishi (Япония).
Пожары нам не страшны
В 2004 году рыночный сегмент противопожарного оборудования приравнивался к $20 млн. Наиболее популярными являются торговые марки C&K Systems, Honeywell (США), «eff-eff» (Германия), ESSER (Австрия), Esmi (Финляндия) и Aritech (Бельгия). Visonic Group (Израиль) отстаивает свое лидерство в этом сегменте в течение почти семи лет. Visonic Group представляет весь ассортимент соответствующего оборудования от датчиков до центральных станций.
В настоящее время доля импортного оборудования в этом секторе составляет 50–60 процентов, 35 из которых принадлежат германским и австрийским компаниям, 40 – компаниям из США, оставшиеся 25 процентов делят между собой финские компании и компании из Израиля.
Главное – сохранить периметр
Объем рынка систем охраны периметра в 2004 году составлял около $5 млн. Первоначально на рынке доминировали американские и израильские системы. Кризис 1998 года активизировал российские оборонные предприятия, которые начали выпускать системы охраны периметра. В настоящее время существуют три отечественных производителя: Научно-исследовательский институт НИКИРЭТ, компания ТЕЗА и компания «Барьер-3».
Несмотря на усилия отечественных производителей, импортные системы составляют 50–60 процентов рынка, 40 процентов из которых германские, 40 – американские. Доля канадцев и британцев составляет 20 процентов.
Мы недоступны
В 2004 году рынок систем управления доступом составлял $17 млн. Из-за высокой стоимости этих систем, этот сегмент рынка развивается сравнительно медленно. Только большие предприятия, имеющие значительные средства на системы безопасности, покупали подобные системы, выпускаемые такими компаниями как Northern Computers (США), Apollo (США), Cotag (Великобритания) и Kantech (Канада). Спрос на небольшие системы не удовлетворялся, что привело к появлению в этой нише рынка отечественных производителей. Системы производства таких компаний, как OOO «Конфидент» и группа компаний «Иста» составляет значительную долю рынка. Доля импортных систем управления доступом составляет 30 процентов от этого сегмента рынка, 55 процентов импортных систем управления доступом производится в США, 30 – в Великобритании и 15 – в Канаде, Израиле и на Тайване.
Большой интерес
Имея население 145 млн человек, Россия представляет большой интерес для иностранных производителей систем безопасности. Экономический рост в России в течение последних четырех лет оказал существенное воздействие на рыночной спрос оборудования для систем безопасности. Переход к ориентируемой на рынок экономике привел к развитию частного бизнеса, росту доходов и улучшению финансового состояния компаний. Кроме того, после финансового кризиса 1998 года практически полностью восстановилось производство. Однако в то же время вырос и уровень преступности. В 2004 году было зарегистрировано 2 млн 968 тыс. преступлений, что на 0,5 процента больше, чем в предыдущие годы. Это и стимулировало спрос на системы безопасности.
Если анализировать, что называется, географически, то в различных регионах России спрос на системы безопасности различен. Ведущим является Центральный Федеральный округ, на который приходится 37 процентов рынка. Это является следствием высокой покупательной способности предприятий и большого числа банков в регионе. Вторым по значению является Уральский Федеральный округ, формирующий 23 процента рынка, в котором также имеется большое количество промышленных предприятий. Северо-Западный округ – третий по счету потребитель оборудования систем безопасности. На него приходится 16 процентов рынка. Остающаяся часть рынка делится между Приволжским Федеральным округом (4,7 процента), Сибирским Федеральным округом (11,6 процента), Дальневосточным Федеральным округом (3,6 процента) и Южным Федеральным округом (3,2 процента). Южный Федеральный округ включает Чечню, где из-за продолжающейся войны экономика находится, мягко говоря, в упадке. Таким образом, в этом районе в настоящее время нет ни денег, ни спроса на оборудование безопасности.
Автор: Игорь Мокеров