Чиновники не дают «добро»


04.03.2005 23:00

Последний жилой дом – №15, расположенный
в Петропавловской крепости, может быть передан Государственному музею истории города (ГМИ) уже
в 2005 году в случае, если на это согласится Комитет по культуре. Однако пока чиновники от культуры не спешат
дать «добро» на передачу...

Истории вопроса не один десяток лет. Еще в 1954 году вышло решение Ленгорисполкома, согласно которому ряд зданий, находящихся на территории Петропавловской крепости, должны были передаваться ГМИ с целью их музеефикации. Таким образом, в ведение музея поступили Петропавловский собор, тюрьма Трубецкого бастиона, Инженерный дом и другие. Особая статья – жилые дома, которые предстояло расселять. Ситуация эта досталась нам в наследство от времен самодержавия. Исторически сложилось так, что в Петропавловской крепости всегда жили люди. Здесь специально строились дома для служащих военных ведомств, поскольку сама крепость, хотя никогда и не воевала, но, тем не менее, являлась объектом стратегического назначения.
Во времена социализма процессы расселения шли вполне приемлемыми темпами. Так, в 70–80-е годы освободились дома 8,9,10 и 11. Тогда же город освободил от жильцов и передал музею четыре квартиры того самого дома 15 (500 кв. метров из общей площади в 2 тыс кв. метров). Однако с формированием новых рыночных отношений в сфере недвижимости и землепользования дело застопорилось. Дальше – больше: с появлением законодательных актов, разграничивающих федеральную и городскую собственность, злополучный дом неведомо как попал в реестр собственности федеральной. Разумеется, музей, обладающий лишь городским статусом, был тут же поражен в правах, лишившись возможности самостоятельно проводить какие-либо операции по расселению. Более того, ситуация грозила нарушить целостность создаваемого музейного комплекса: квартиры легко могли оказаться в собственности посторонних инвесторов.
Любопытно, что в то же время ГМИ продолжает нести бремя коммунальных обязанностей по обслуживанию федерального дома и 86 городских жильцов. «Я и начальник паспортного стола, поскольку подписываю все эти бумаги, и ремонтная контора, в общем, работаю, как ЖЭК», – невесело шутит директор музея истории города Борис Аракчеев. И в самом деле, именно музей обеспечивает обитателей дома теплом, электричеством и прочими коммунальными благами. Что делать – город в свое время отказался принять дом на баланс по причине отсутствия на это денег.
В очередной раз вопрос о судьбе дома 15 был рассмотрен в общественной приемной губернатора Валентины Матвиенко в декабре 2004 года. Тогда губернатор ответственно заявила в телеинтервью о том, что проблема будет решена в самое ближайшее время. Похоже, лед действительно тронулся: сейчас в КУГИ готовится распоряжение о передаче дома музею. Однако сделать это можно лишь с санкции Комитета по культуре, в ведении которого находится ГМИ. По словам Бориса Аракчеева, Комитет пока не дает разрешения на эту процедуру, не выдвигая сколь либо убедительных причин. Не исключено, что чиновники просто перестраховываются: не так давно в Комитете сменилось руководство, бывшее, кстати, в курсе дела и поддерживавшее музей. Новой же администрации еще только предстоит вникать в суть проблемы.
Интересно, что среди аспектов вопроса отсутствуют традиционные финансовые сложности. Проще говоря, необходимые на расселение $2,5 млн музей способен изыскать самостоятельно. «У нас есть друзья, стабильные спонсоры и партнеры, – говорит Борис Аракчеев. – Все это позволяет оптимистично думать о расселении, не привлекая бюджетные средства». Надо ли говорить, насколько необходимы ГМИ дополнительные площади – объемы фондов давно переросли границы отведенных им территорий. С нетерпением ждут перемен и жильцы дома, волею судеб оказавшиеся в положении современных «крепостных»...

Автор: Зоя Шпанько


РУБРИКА: Среда обитания