Метро должно быть экономным


30.01.2005 23:00

Экономить не в ущерб качеству потребовала от метростроевцев губернатор Петербурга Валентина Матвиенко во время обсуждения перспектив городской подземки. Напомним: совещание, посвященное продолжению строительства метро, состоялось в Смольном 21 января, в 64-й день рождения ОАО «Метрострой».

Основным предметом разговора, в котором приняли участие представители «Метростроя», метрополитена, КГА, КБДХ, проектных организаций, администрации Приморского района и другие заинтересованные лица, стало строительство и развитие Правобережной линии и Фрунзенского радиуса. Так, в рамках сооружения Правобережной ветки запланирован ввод в эксплуатацию станции «Адмиралтейская» – к 2008 году. Многолетняя проблема с местоположением наземного вестибюля станции наконец-то решена: он разместится по изначально избранному адресу в доме 1/4 по Кирпичному переулку. Сейчас идет подготовка к расселению дома, для чего потребуется изыскать около 5 тыс. кв. метров другого жилья. Перемены ждут и станцию «Спортивная» – здесь предстоит построить второй вестибюль и наклонный ход. Вестибюль расположится на Васильевском острове в квартале между Съездовской линией и Тучковым переулком. Уже проведено общественное обсуждение проекта, разработано обоснование инвестиций и временный регламент застройки земельного участка. Дело за постановлением Правительства Петербурга о выполнении проектно-изыскательских работ.
Ближайшим же главным событием на Правобережной ветке станет открытие станции метро «Комендантский проспект», назначенное, согласно требованию губернатора, на 2 апреля 2005 года. Это вовсе не дань суевериям: просто выходной день сочли более удачным для мероприятия такого масштаба. Как заявил глава ОАО «Метрострой» Вадим Александров, рабочие поезда курсируют между станциями «Старая деревня» и «Комендантский проспект» по шесть–восемь раз в сутки уже в течение четырех месяцев, и нет никаких сомнений в том, что станция «Комендантский проспект» будет введена в эксплуатацию в срок. Пуск станции, строительство которой велось с 1987 года, стал возможным благодаря федеральным 400 млн рублей, поступившим в Петербург в декабре 2004 года. В течение 2005 года на достройку будет потрачено еще 678 млн рублей.

Подземка или наДземка?
Строительство Фрунзенского радиуса Петербургского метрополитена было начато в 1987 году и заморожено в 1996 из-за отсутствия денег. Сегодня нужные средства изысканы. По словам начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина, в 2005 году на развитие метро из городского и федерального бюджетов будет выделено 3,7 млрд рублей. Почти 1,5 млрд из них пойдет на первую очередь Фрунзенского радиуса, которая предусматривает пуск до 2008 года станций «Волковская», «Звенигородская», «Сенная площадь-2».
В целом строительство Фрунзенского радиуса выполняется в объеме двух пусковых комплексов до 2015 года. В первый пусковой комплекс стоимостью 10 млрд рублей входят четыре станции: «Площадь Мира-2» с пересадкой на существующие станции «Сенная площадь» и «Садовая» без наклонного хода и вестибюля, станция «Звенигородская» без наклонного хода и вестибюля с пересадкой на станцию «Пушкинская», основные конструкции станции «Обводный канал», станция «Волковская» в полном объеме. Второй пусковой комплекс – это станции «Улица Салова», «Международная» и «Проспект Славы».
Кроме того, существует разработанная в НИПИИ «Ленметрогипротранс» концепция строительства наземно-надземного участка Фрунзенского радиуса от станции «Волковская» до станции «Южная» с электродепо. Проектировщики предложили разные версии «наземки», из которых коллегиально был выбран вариант, предусматривающий выход трассы на поверхность за станцией «Международная» (условно – перекресток улиц Белы Куна и Бухарестской). В ходе обсуждения вариантов выхода метро из-под земли возникло немало споров. Так, изначально планировалось выпустить подземку на свет Божий сразу за станцией «Волковская». Однако в случае обращения к подобному проекту уже пройденные далее подземные выработки могли стать трассами бросового хода. В то же время на поверхности земли пришлось бы строить ряд искусственных сооружений для беспрепятственного прохождения голубых экспрессов (между тем южная часть города и так разобщена благодаря промзонам и железным дорогам). Кроме того, такое масштабное транспортное строительство как раз и съело бы средства, сэкономленные за счет наземного метро. Еще одно обстоятельство, которое, по словам генерального директора «Ленметрогипротранса» Николая Кулагина, требует внимания – это требования к подвижному составу. Не исключено, что климатические условия Северо-Запада заставят проектировщиков дополнительно задуматься об утеплении поездов: зимой вагонную форточку уже не откроешь.

На кладбище – пешком
Несмотря на ряд нерешенных вопросов, сооружение Фрунзенской ветки идет полным ходом. Метростроевцы пришли сюда прямо с размыва – неслучайно весной 2004 года на открытии перегона «Лесная–Площадь Мужества» Вадим Александров заявлял о готовности начать работы в Купчино, не дожидаясь поступления средств. Кто знает, тот поймет – здесь явно не обошлось без кредиторки. На январь 2005 года освоена большая часть строительных площадок радиуса, построены стволы шести шахт, пройдено около 10,5 километров перегонных тоннелей и порядка 1,1 километра подходных и вспомогательных выработок, начато строительство трех станций. Идет разработка еще четырех шахт.
Традиционно лучшее свидетельство тому, что дело делается – жесткая критика губернатора в адрес строителей. Так, Валентина Матвиенко подвергла сомнению местоположение станции «Волковская». Планируемая станция находится в промзоне, удалена от жилой застройки и включена в проект как транзитная на пути к Бухарестской улице. Это и дало повод губернатору заявить, что «платить 10 млрд, чтобы возить людей на кладбище, слишком дорого для городского бюджета». Одновременно Валентина Матвиенко потребовала сдать станцию к 2008 году. Попутно досталось и строителям прошлого века за низкое качество дорожного покрытия на Бухарестской улице: им было предложено «оторвать руки». И даже объект №1 – «Комендантский проспект» – не миновала чаша сия. Губернатор осталась недовольна отделкой вестибюля станции. По ее словам, «пластиковые панели производят впечатление общественной бани». Также она выразила сомнение в возможности закончить весь объем работ к открытию станции.
Очевидно, что жесткая губернаторская оценка деятельности подрядчиков отнюдь не стала подарком ко дню рождения «Метростроя». Более того, Валентина Матвиенко потребовала у строителей отчета об использовании денег. Впрочем, на подобный шаг губернатора спровоцировал сам Вадим Александров, не сумевший назвать стоимость станции метро «Комендантский проспект». Далее г-жа Матвиенко призвала минимизировать расходы на строительство метрополитена за счет перехода к строительству полуназемного и наземного метро. Губернатор сказала, что «время закапывания денег в землю прошло. Пора отходить от старых методов работы и строить никому не нужные объекты гражданской обороны». Напомним, Валентина Матвиенко неоднократно заявляла, что принципы строительства метро в городе находятся на уровне 1918 года.

Автор: Зоя Шпанько


РУБРИКА: Среда обитания