Транспортная история


24.10.2004 23:00

На чем же сделали акцент депутаты? Рассмотрев Концепцию Генерального плана в целом (а именно на ней будет базироваться сам Генплан), они более подробно обсудили две ее составляющие – развитие транспортной инфраструктуры и сохранение историко-культурного наследия.

О том, что транспорт для такого крупного мегаполиса, каким является наш город – важнейшая составляющая, догадываются, наверное, все. О том, что нынешнее состояние этой отрасли не удовлетворяет никого, тоже известно. Стабилизация экономики и рост доходов населения, вероятно, позволят в недалеком будущем большинству горожан пересесть на личный автотранспорт (сегодня в городе порядка 200 тыс. автомобилей, то есть, примерно, по одному на семью), что, по опыту западных стран, не только не улучшит, но еще более усугубит ситуацию с городской транспортной инфраструктурой. Что же делать? Разработчики Концепции Генплана постарались подойти к планированию развития этой отрасли с максимальной ответственностью.

Транспорт – всему голова
Заместитель председателя КГА Виталий Зенцов, который представлял проект, сообщил, что «в основе разработки лежит анализ действующего Генплана, оценка сегодняшних экономических и социальных реалий, прогноз развития, сделанный на изучении опыта и сбора данных за последние 10–15 лет». В работе активно использовался научный потенциал города, в том числе Института проблем транспорта РАН, и ведущих транспортных организаций. Была учтена резко возросшая роль Санкт-Петербурга в системе внутренних и внешних связей страны, постоянно растущий объем перевозок. Виталий Зенцов привел следующие данные для сравнения: в 1987 году весь объем морских перевозок, проходивших через наш город, составлял 13 млн тонн, в нынешнем году – 44 млн тонн, прогноз на 2015 и 2025 годы – соответственно 108 и 135 млн тонн. В семь раз по сравнению с 1998 годом вырастут речные перевозки (1998 год – 6 млн тонн, 2025 год – 42 млн тонн), без малого в три раза – железнодорожные (с 93 млн. тонн до 251 млн). Понятно, что при столь стремительно растущих объемах увеличится нагрузка и на автомобильный транспорт, а значит и на уличную дорожную сеть.
Поэтому при разработке Концепции Генплана старались найти решение двух групп задач. Во-первых, как максимально эффективно для города обеспечить правовое сопровождение грузооборота и, во-вторых, каким образом снизить или исключить полностью негативные факторы деятельности транспорта на население.

Инфраструктура будущего
Большой морской порт в будущем видится разработчикам портовым сооружением, оснащенным по последнему слову техники и включающим в себя логистический транспортный комплекс, а также систему перерабатывающих производств.
Железнодорожный транспортный узел планируется вывести на окраины города, где все поступающие грузы будут либо перерабатываться, либо транзитом двигаться дальше по КАД. Кроме того, запланировано строительство восточного железнодорожного обхода, который позволит грузам, двигающимся с севера на юг или в обратном направлении, не заходя в город и не подвергаясь процедурам разгрузки, следовать по назначению. Примерно так же планируют поступить с речными перевозками, а именно пустить их в обход, для чего предполагается строительство нового канала между Ладожским озером и Финским заливом. Попутно будет решена проблема городской транспортной логистики, чего не было ни в одном предыдущем Генплане. Кстати, основные логистические комплексы и перерабатывающие производства планируется разместить на территориях, прилегающих к КАД.

Отдельная песня
Сегодня во всем мире растут морские перевозки. Это удобно и комфортно. В нашем же городе они не превышают 200 тыс. пассажиров в год. Для улучшения ситуации планируется возведение в западной части Васильевского острова современного Морского пассажирского комплекса, который сможет принимать океанские лайнеры. Вместе с тем по рекам у нас ездит порядка 330 тыс. пассажиров и число желающих год от года растет. Рядом с Морским вокзалом предполагается возведение Речного, а причалы старого Речного порта в Невском районе предполагается удвоить. Ежегодно растет число путешествующих по железной дороге. Сегодня все вокзалы города разобщены: приехав на один вокзал, надо на каком-либо транспорте добираться до другого, если ты едешь с севера на юг или наоборот. Тупиковость вокзалов решено устранить посредством строительства 200 километров железнодорожных путей по северному кольцу через Ириновский проспект. И тогда жители южных районов города смогут без пересадок добираться до своих дач на Карельском перешейке. Кроме того, будет, наконец, построена скоростная дорога Москва – Санкт-Петербург по трассе ВСМ с выходом на Ладожский вокзал. От строительства нового аэропорта, заложенного в ныне действующем Генплане, решили отказаться. Сегодня аэропорт Пулково способен перевозить до 50 млн пассажиров в год, а реально летает только 2 млн. Зато все остальные аэродромы – Ржевский, в Пушкине и прочие – планируется использовать для частной авиатехники.
Особая проблема – городской пассажирский транспорт. По сравнению с 1985 годом сегодня он перевозит пассажиров почти в два раза меньше (2,4 млрд против 4,2 млрд). Однако по прогнозу к 2025 году число пассажиров вырастет до 4 млрд. А уличная дорожная сеть сегодня изношена на 60 процентов. Согласно Концепции Генплана будет построено около 300 километров автомобильных и 170 километров железных дорог, пять мостов. Планируется внедрить новые виды транспорта: скоростной трамвай, надземный экспресс, монорельсовую дорогу, развивать метро. Основные перевозки и передвижение частного транспорта пойдут по дорогам скоростно-непрерывного движения (ЗСД, КАД) и по набережным. В центр города въезд, скорее всего, будет платным.

Депутат не согласен
Депутат Владимир Гольман не согласен с таким решением разработчиков. Он предлагает прорубить в центре параллельно Невскому проспекту две трассы со сносом некоторых исторических зданий, кроме того, на восьми существующих улицах пустить одностороннее движение. Г-н Гольман считает, что «без этого город будет похоронен». В качестве примера он привел европейские города Париж и Барселону, где не побоялись снести некоторые здания, чтобы построить удобные транспортные магистрали, проложить тоннели и надземные трассы. Владимир Гольман отметил, что Концепция далеко не продумана, что город не должен быть только памятником, он должен развиваться, чтобы в нем было удобно жить. А предложенная Концепция не решает проблем, повторяя ошибки предыдущих Генпланов.

Метро пойдет на юг
За десять лет будет построено 41,5 километров линий метро, и их общая протяженность дойдет до 210 километров. Завершится строительство Фрунзенской линии, будут построены участки кольцевой – от станции «Выборгская» до станции «Василеостровская» и от «Сенной» до «Театральной площади», новый диаметр Красносельско-Калининской – от станции «Московские ворота» до проспекта Маршала Казакова. Правда, по словам главного инженера ГУП «Петербургский Метрополитен» Владимира Очерета, на месте, где ранее планировалось строительство депо, ныне уже построен магазин «О’кей», и что теперь с этим делать непонятно. Он высказал опасения, как бы подобное не произошло с Правобережной линией, где на магистрали №30 также запланировано строительство депо. Продолжаются дебаты по строительству так называемого «Легкого метро». Наши метростроители не могут воспользоваться опытом Москвы, так как там подобное метро прошло по чистому полю. У нас же все застроено, и чтобы проложить надземную трассу, придется строить уличные эскалаторы, иначе люди просто не смогут подняться на необходимую высоту. А как эскалаторы будут работать в мороз, и будут ли вообще – не знает никто.

Как быть с историческим центром?
На сегодня 62 процента городской территории попадает под охранные зоны, связанные с определенными группами памятников. Все они имеют необходимые документы. Разработаны временные зоны охраны на пригороды. В настоящее время идет уточнение границ объектов всемирного наследия. Эти работы должны быть завершены к декабрю нынешнего года. Согласно принятым Правительством Санкт-Петербурга нормативным актам, строить в историческом центре сегодня можно только в отдельно отведенных местах – лакунах. Вместе с тем, до сих пор не принят закон «О зонировании территорий Санкт-Петербурга». Депутат Никита Ананов считает, что, если бы подобный закон действовал в нашем городе, то доходы бюджета выросли бы в полтора раза за счет притока инвестиций, и тогда на охрану памятников можно было бы тратить не «жалкие» 480 тыс. рублей (заложено в бюджет 2005 года), а в десятки раз больше. Депутаты предлагают активнее отдавать памятники в собственность частным лицам, что также должно увеличить приток средств на их содержание. Иначе, по мнению Владимира Гольмана, город лет через десять лет «развалиться» и охранять будет нечего. Решит ли эти проблемы Генплан, остается непонятным.



Автор: Лилиана Глазова


РУБРИКА: Тенденции и перспективы