Много шума из ничего


05.09.2004 23:00

«На сегодняшний день нет ни одного разрешения, распоряжения или согласования, санкционирующего строительство рядом с Этнографическим музеем. Ни на каком уровне не существует ни одной бумаги на этот счет», – заявил в интервью нашей газете президент «Корпорации С» Василий Сопромадзе, комментируя шумиху, развернувшуюся в последнее время вокруг возможной жилой застройки территории, расположенной рядом с Этнографическим музеем.

По словам Василия Сопромадзе, на рассмотрение городских властей этот вопрос также не выносился. В то же время, это вовсе не означает, что подобных намерений у этой строительной компании нет. Напротив, соответствующий проект уже разработан, и в ноябре будет представлен на конкурс. Что же представляет собой этот проект, и почему, по мнению бизнесмена, он вызвал такой общественный резонанс?

Мы полностью открыты
«Когда мы говорим о строительстве в Михайловском саду, это нужно понимать условно», – говорит г-н Сопромадзе. На самом деле речь идет о территории, расположенной за Этнографическим музеем. Сегодня там находятся театральные мастерские, принадлежащие Театру оперы и балета им. Мусоргского. «Вид этой территории – ужасен. Это позор для Петербурга», – считает Василий Платонович. Вдобавок в этих мастерских идет постоянный производственный процесс, что, в сочетании с ветхим состоянием зданий, в любой момент может привести к пожару. Напомним, что прецедент уже был. Аналогичный комплекс театральных мастерских, принадлежащих Мариинскому театру, сгорел дотла. Но «мариинские» мастерские не располагались рядом с театром. В то время как «мусоргские» стоят вплотную к зданию Этнографического музея и в 50 метрах от Русского музея.
В рамках проекта, который намерена реализовать «Корпорация С», эти мастерские должны быть перенесены на территорию театра, для чего будет реконструирован его внутренний двор. Также, компания расселит общежитие, и 40 проживающих в нем семей переедут из коммунальных комнат в отдельные квартиры. Для Этнографического музея будет построено фондохранилище (общая площадь – 2,5 тыс. кв. метров), в котором разместятся десятки тысяч музейных экспонатов, хранящихся сегодня в сыром подвале. Помещения площадью 1 тыс. кв. метров будут переданы под экспозицию Русского музея. Все это будет сделано исключительно на средства корпорации, так как из бюджета пока не выделено ни копейки. «И лишь после этого мы сможем поставить вопрос о предоставлении нам разрешения на строительство жилого комплекса. Речь идет о 10–12 квартирах», – говорит г-н Сопромадзе.
По его словам, вся затея с этим проектом преследует одну единственную цель: выяснить, возможно ли в принципе строительство конкретно в этом месте или нет. Ответ должен дать ноябрьский конкурс. «Проект будет обсуждаться не кулуарно, а абсолютно открыто. Любой желающий сможет зайти в конце ноября в Мраморный зал Этнографического музея и ознакомиться со всеми вариантами проекта», – говорит Василий Сопромадзе. «Поскольку не существует ни одного официального документа, касающегося этого проекта, абсолютно ясно, что узнать о нем общественость могла только от нас самих. Мы сами рассказали о том, что он существует. Здесь мы изначально были полностью открыты», – говорит он.
По законам природы
В то же время, причины нездоровой шумихи вокруг проекта «Корпорации С» вполне объяснимы. Ведь положительное решение по поводу жилой застройки рядом с Этнографическим музеем станет еще одним козырем в руках сторонников более активной застройки исторического центра. «Добро» на строительство у Инженерного замка автоматически дает «зеленый свет» на реализацию аналогичных проектов в других местах центральной части города. Если можно здесь, почему нельзя где-то еще? Сам г-н Сопромадзе убежден, что строить в центре не только можно, но и нужно. Он говорит, что, конечно, ни о каком «огульном» массовом строительстве здесь не может быть и речи. Имеются в виду только «локальные» проекты. В то же время Василий Сопромадзе категорически не согласен с тем, что новое строительство в центре должно быть «фоновым» в стиле «а-ля XVIII-XIX век». «Город – это единый организм, и делить его на периферию и центр неправильно. Главное, чтобы дом был красивым, и тогда уже не важно, выполнен он в стиле XVII или XXI века», – говорит бизнесмен. Что же касается «фоновости», то он считает, что если новый дом получился красивее, чем его «старинное» окружение, то охранять в первую очередь надо именно этот новый дом. В качестве примера он привел акцию парижского мэра барона Османа, который попросту снес весь старый Париж, отстроив французскую столицу заново. Тогда его действия сочли чуть ли не преступлением века. «Что потерял из-за него Париж? Это узенькие улицы и дома без канализации, из окон которых содержимое ночных горшков выплескивалось прямо на мостовые. Если мы это охраняем, то я против такой охраны», – говорит Василий Платонович.
Глава корпорации считает, что вопрос о локальной застройке исторического центра принципиален и по другой причине. «Сегодня в нашем городе много богатых людей, и они готовы платить большие деньги за качественное комфортное жилье, в том числе и в центре. Если этот спрос не удовлетворить, то они купят себе дома где-нибудь на Лазурном берегу Франции, или в Италии, и их деньги пойдут на развитие экономики этих стран», – говорит Василий Сопромадзе.
Что же касается проекта жилой застройки у Этнографического музея, то он считает, что какими бы не были результаты ноябрьского конкурса, рано или поздно эта территория будет застроена. «Мною ли при этой администрации или другим человеком при другой администрации, завтра или через 10 лет, но это будет сделано. Жизнь идет вперед. Невозможно задержать восход солнца, потому что это – природа», – говорит Василий Сопромадзе.
Какую коррективу внесут люди в лице «архитектурного сообщества» в законы строительной природы, станет ясно менее чем через три месяца, когда в Этнографическом музее проект «Корпорации С» пройдет конкурсное рассмотрение.

Автор: Игорь Черевко


РУБРИКА: Cобытия и комментарии