Буду делать то, что считаю нужным.


01.08.2004 23:00

В результате проведенного конкурса кресло председателя КГА и главного архитектора Санкт-Петербурга занял Александр Викторов. В Комитете по градостроительству и архитектуре грядут реорганизации, связанные с большей, чем ранее, нацеленностью на конструктивную и открытую работу с заказчиками и средствами массовой информации. Среди приоритетных задач – детальная разработка Генерального плана, комплексное развитие территорий, создание жестких механизмов, не допускающих «самострой».

– Александр Павлович, что, на ваш взгляд, требует корректировки в работе комитета?
– Я бы не хотел, чтобы вопрос ставился таким образом: что я буду менять после ухода Олега Андреевича Харченко? На меня возложена обязанность руководить Комитетом и я буду делать все возможное, чтобы он работал эффективно и открыто. Я не хочу оглядываться на то, что было. Если что-то, с вашей точки зрения, было не так, пусть это останется вашей точкой зрения. Моя точка зрения останется при мне, я буду делать то, что считаю нужным, полезным для города и Комитета.

– Какими проблемами будете заниматься в первую очередь?
– Уже на следующий день после заседания Правительства Санкт-Петербурга, где я был представлен как глава комитета, было проведено совещание с заместителями председателя КГА, руководителями крупных отделов. Обсуждались организационные проблемы работы Комитета, методические вопросы. Но пока я не скажу, что обсуждались системно, это работа еще впереди.

– И все-таки будут ли проведены реформы в Комитете?
– Можете называть это реформами, можете структурными изменениями, но методы работы с заказчиком будут меняться. Я буду строить открытую политику Комитета, такую, которая обеспечит свободное общение всех сотрудников КГА с заказчиками и застройщиками, со всеми участниками процесса, в котором участвует Комитет.

– А что именно будет меняться в стиле работы с заказчиками?
– Вы бывали в КГА в приемный день? Нет. Советую зайти. Увидите, сколько посетителей и как много времени они здесь проводят. Поэтому в первую очередь мы должны сделать так, чтобы максимально сократить время ответа на те вопросы, с которыми приходят заказчики. Это будет сделано за счет организационных изменений в работе Комитета. Будет и активизирована деятельность градостроительного совета. А дальше шаг за шагом будем отвечать на ваши вопросы по конкретным проектам.

– Сейчас проектировщики часто отказываются давать журналистам информацию о новых проектах, ссылаясь на запрет заказчиков общаться с прессой. Можно узнать ваше мнение?
– Думаю, заказчик вправе требовать от проектировщика ограничений в части информации, связанной с цифрами, сроками, стоимостными показателями. А что касается архитектурных решений, если они прошли согласование в КГА и в других комитетах, я не думаю, что это является тайной. Я уже сказал, что Комитет будет более открыт для прессы. В частности будем вводить систему, которая позволит журналистам получать информацию о том, что сделано Комитетом за неделю, месяц и т.д. А там уже вы сами будете выбирать то, что для вас более интересно.

– Почему Вы пришли работать в КГА?
– Первый раз в эти стены я попал в 1989 году. Отработав здесь 11 лет, ушел. Далее трудился в Управлении государственной вневедомственной экспертизы. Могу сказать, что наиболее интересной была работа районного архитектора Петроградского района. Благодаря этому, у меня есть представление о том, как можно организовать работу Комитета. Поэтому я и решил вернуться в родные стены.

– Как вы оцениваете недавно принятую концепцию генплана развития города?
– На сегодняшний день концепция представлена правительству города, далее у нас есть полгода на переход от концепции к доформированию всего пакета документов. К самому факту разработки генплана я отношусь более чем положительно. Я считаю, что это основа работы Комитета с заказчиками, со всеми профильными и сопутствующими комитетами правительства города. И только на базе генплана мы можем заниматься эффективным развитием города, соблюдая все правовые и нормативные требования. Генплан – это закон. Затем, мы перейдем от генплана к проекту планировки и к проекту застройки конкретных объектов. Мы должны иметь возможность отвечать на любые вопросы застройщика, входящего в эти стены: что, где и как можно строить в городе. С губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Ивановной Матвиенко я встречался сразу же после того, как победил в конкурсе. Оговаривали и мои первые шаги, и отдаленные перспективы. Основная задача, которую поставила перед комитетом губернатор – это работа над Генпланом. Завершить его согласование нужно до июля 2005 года, после чего представить на утверждение. В декабре 2004 года уже должна быть сформирована вся документация. Понятно, что при всей сложности этой задачи, самой темы, времени у нас больше не будет. Оно четко ограничено и мы в него обязаны вписаться, что и сделаем. Это основная задача, а все, что сопутствует ее решению, это уже внутреннее дело Комитета.

– Ваше мнение о такой больной теме, как перебазирование промышленных предприятий из центра города. И кто, на ваш взгляд, должен этим заниматься: КГА или комитет по экономике?
– Перебазирование как понятие было заложено в действующий генплан. В нынешней экономической ситуации вопрос может не стоять так жестко, например, могут быть задействованы такие понятия как перепрофилирование или изменение функционального назначения участка. Этими вопросами может заниматься и сам пользователь территории, руководитель предприятия. Вы знаете, сколько на сегодняшний день работающих промышленных предприятий находится в центре города. Естественно, какие-то из них должны быть перебазированы (и не по собственному желанию, а по обязанности), те, которые накладывают серьезную транспортную нагрузку, однозначно должны уходить из центра города. В первую очередь, я имею в виду крупное машиностроение. Но при этом могут оставаться крепкие предприятия, которые не наносят вреда экологии города, его транспортной составляющей. По новому генплану город должен готовить территорию для перебазирования. И такие территории уже есть, например, Конная Лахта и другие. А что касается территории промышленного пояса – зоны Обводного канала – она является огромным территориальным резервом для жилья, бизнеса и для той промышленности, которая может там существовать. Кстати, мой интерес к зоне Обводного канала не случаен. Еще учась в институте, я защитил диплом по теме «Реконструкция зоны Обводного канала». И должен вам со всей ответственностью сказать, что эта территория является очень большим резервом для развития города. Что касается того, кто должен заниматься процессом перебазирования предприятий, думаю, это комплексный вопрос, который находится в компетенции комитета экономики и КГА. Комитет по градостроительству и архитектуре не может заставить предприятие переместиться, но мы может наметить пути вывода, перепрофилирования. Сделать так, чтобы это было безболезненно для участников процесса.

– Что будет происходить дальше со списком выявленных лакун?
– Я уже беседовал с председателем КГИОП на эту тему, пока обсуждение продолжается, поскольку есть спорные адреса. Как вы знаете, сначала был предложен список из 500 адресов, потом порядка 200 адресов было изъято. Сейчас идет корректировка по небольшому их количеству. Скоро этот процесс будет завершен.

– В конкурсе вы участвовали с собственной программой развития города?
– Конкурсная комиссия не требовала ни от кого программы в сформулированном виде. Но мне задавали вопросы (я могу говорить только за себя, поскольку собеседование было индивидуальным) все члены комиссии. Отвечая на них, я, конечно, говорил о своем видении той или иной проблемы.

– Как вы относитесь к международным архитектурным конкурсам, будут ли они проводиться в городе?
– Мы недавно обсуждали эту тему в Союзе архитекторов и в частном порядке с наиболее известными нашими проектировщиками. Конкурс, наверное, это самый честный и верный путь получения права на проектирование объектов в наиболее значимых местах города. Речь идет не только об исторически сложившейся его части, но и о въездных, ответственных в градоформирующем отношении зонах. Создана конкурсная комиссия, определенная распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 2001 года «О порядке проведения архитектурных конкурсов». Будем ли мы стараться внести в него какие-то поправки и изменения или это будет делать сама комиссия, посмотрим. Но я считаю, что конкурс – это очень хорошая форма, которая позволяет получить объекты высокого архитектурного качества. Если мы сможем заинтересовать архитекторов европейского и мирового уровня, очень хорошо. Но для этого им должно быть интересно прийти сюда, должны быть созданы еще какие-то привлекающие условия. При этом нужно помнить, что международный конкурс – это очень дорогое удовольствие, поскольку финансирует его заказчик.

– Ваше отношение к проекту новой сцены Мариинского театра?
– Сложный вопрос. Отвечу так: конкурсная комиссия приняла решение и на этом обсуждение надо закончить.

– Что вами, как архитектором, сделано в городе?
– Как я уже сказал, 15 лет я провел на госслужбе. Сразу отмечу, что крупных проектов на сегодняшний день я назвать не могу, потому что ими не занимался сознательно. Однако есть достаточное количество индивидуальных проектов жилых домов. На протяжении многих лет я занимался развитием территории Нижнего парка Петродворца, планировочными работами. Из того, что вы можете увидеть, пройдя по городу: часовня Святоиоанновского монастыря на набережной реки Карповки, правда к ней сейчас кто-то успел приделать странные железки-ограждения. У станции метро «Нарвская» строится торговый комплекс, общественно-деловой центр на углу Марата, жилой дом на улице Чапаева и другие. Сейчас готовится к выпуску ежегодник Ассоциации творческих мастерских Союза архитекторов, там будут опубликованы три моих проекта.

– Что вы думаете о Сенной площади?
– Мне кажется, она получилась так, как было определено заданием. Есть фотографии столетней давности, запечатлевшие Сенную площадь с телегами и торговыми павильонами. В рамках задания мы и получили вариант, отдаленно напоминающий такую торговую площадь. Надо ли с ней что-то делать?.. Живет и пусть живет.

– Вы работали заместителем начальника Управления государственной вневедомственной экспертизы Петербурга, какие на ваш взгляд нарушения при строительстве самые типичные?
– Нарушений, конечно, много. Например, инвестор, получив участок, стремиться застроить его по периметру, а парковки, детские площадки выпихнуть в квартал. С этим мы будем бороться так же, как и с таким российским явлением как «самострой». Однажды в беседе с коллегой из Финляндии я опрометчиво спросил, как они борются с «самостроем». Он не понял моего вопроса. Практику, когда инвестор приходит в КГА и просит согласовать его проект по факту, нужно заканчивать. Мы намерены ужесточить контроль за архитектурными проектами. Считаю, что для «самостроя» таких оправданий как долгие сроки согласования документации быть не может. Здание не должно нарушать принятый регламент, например, иметь больше этажей, чем было заявлено.

– И что будете делать с такими объектами, сносить?
– У комитета нет таких полномочий. Сейчас вице-губернатор по строительству Александр Иванович Вахмистров формирует службу, которая будет осуществлять контроль за реализацией проектов. Думаю, что нарушителей надо наказывать, вплоть до сноса их объектов.

– Какая из двух ипостасей: председатель КГА или главный архитектор города для вас более приоритетна?
– Конечно, более приоритетна должность председателя комитета. Функции главного архитектора – более тонкий вопрос. Считаю, что я, как главный архитектор города, не вправе вмешиваться в авторское право. Но мы часто сталкиваемся с тем, что заказчик экономит на проектных работах, нанимает дешевые, полупрофессиональные фирмы, отсюда – архитектурное качество зданий. Думаю, задача главного архитектора города состоит в том, чтобы держать своеобразную планку, ниже которой, проекты по своему архитектурному качеству опускаться не могли бы.


Автор: Ирина Барчук


РУБРИКА: День строителя