Об архитектуре и не только
Пышным приемом в усадьбе Державина на Фонтанке завершилось празднование Международного дня исторического наследия. Праздник «растянулся» в декаду, посвященную достижениям КГИОП и Союза реставраторов.
День исторического наследия отмечается с 1982 года по решению Международного комитета по защите памятников и мемориальных мест (ICOMOS). Петербург как никакой другой город достоин этого праздника. У нас зарегистрировано 7,5 тыс. памятников, в два раза больше, чем в Москве, каждый десятый памятник на территории Российской Федерации «родом» из Санкт-Петербурга. День исторического наследия отмечался в Северной столице первый раз. По мнению губернатора Санкт-Петербурга, традиция должна быть продолжена. Основным событием декады стало водружение на главный купол Смольного собора отреставрированного креста. «Символично, что в пасхальную неделю над нашим городом вознесся еще один охранительный крест», – отметила Валентина Матвиенко.
Среди многочисленных акций, проведенных
КГИОП и Союзом реставраторов, награждением сотрудников этих организаций званием «Заслуженный работник культуры», нагрудными знаками, учрежденными Союзом реставраторов, медалью в честь 300-летия города, был устроен день прессы на объектах реставрации. Посетив пока закрытые для обозрения широкой публики объекты, журналисты стали свидетелями не только реставрационных удач, но и сложностей, которые сопровождают этот процесс.
Офис в интерьере
Пример приспособления архитектурного памятника к использованию в современных условиях дает здание по адресу: Литейный проспект, 39. Особняк (дом Пашкова) был построен в 1841-45 годах архитектором Гарольдом Боссе и в 1857 году перешел к Департаменту Уделов, занимавшемуся недвижимыми имениями, принадлежавшими членам императорской фамилии. В 1917 году «вместе с фамилией» департамент был упразднен, в советские времена в двухэтажном особняке размещались многочисленные организации. Последним постояльцем (до 2002 года) этого дома был Всесоюзный научно-исследовательский геологоразведочный институт (ВНИИГРИ).
Уже год здание обживает Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленобласти. По словам руководителя ГУ Олега Лебедя, когда он узнал, что в этом доме до революции располагалось государственное ведомство со сходными функциями, «было принято решение о переезде в это здание. Дошли даже до президента РФ. Это несмотря на то, что во многих помещениях были страшные протечки, Золотая гостиная пережила сильнейший пожар с обрушением кровли».
Здание было построено в эпоху эклектики, поэтому все интерьеры сделаны в «разном стиле» и оказались очень сложными для реставрации. Работы начались недавно на бюджетные средства, по словам советника РФ I категории Михаила Пантюхова, на реставрацию уже затрачено около $2 млн, столько же потребуется в дальнейшем. На вопрос, откуда государственная организация берет средства, г-н Лебедь сообщил, что единственным источником доходов ведомства является экологическая экспертиза. В дальнейшем планируется не загромождать отреставрированные залы офисной мебелью, а использовать помещения под пресс-центр, выставочные залы – для проведения тематических экспозиций, посвященных экологии. Руководство ГУ природных ресурсов обещало, что отреставрированные помещения будут доступны широкой общественности.
Сегодня на объекте работают несколько реставрационных фирм. По словам генерального директора компании «Левкас» Валентины Кириллович, наибольшую сложность представляет помещение танцевального зала, которое последние полвека использовалось под размещение библиотеки. Архитектор Центрального района Татьяна Даянова, осуществляющая надзор за работами, довольна деятельностью «Левкас», но чрезвычайно раздосадована сегодняшним положением дел в Золотой гостиной, где реставрацию ведет ООО «Арт-Эксперт». По мнению г-жи Даяновой, компания сознательно пошла на удешевление работ и не считает нужным согласовывать ее с районным архитектором.
Банк как наследие культуры
Еще один интересный объект реконструкции и реставрации скрыт за глухим забором – это здание Промстройбанка на Невском проспекте, 38. Здание было построено в 30-е годы XVIII века и очень активно перестраивалось в дальнейшем. В 1830-е годы в связи с прокладкой новой Михайловской улицы фасады были реконструированы по чертежам Карла Росси. В 1870 году в здание въехал Волжско-Камский коммерческий банк.
По выражению главного архитектора проекта Виталия Антипина (Архитектурная мастерская «Студия 44»), в доме за всю историю его существования жили и работали «очень не бедные люди», поэтому все внутренние перестройки носили капитальный характер. Начиная работу, проектировщики еще не знали, с чем им предстоит столкнуться. Кроме того, в плохом состоянии был фундамент, поэтому «пришлось выполнить около 800 свай усиления». В 1994 году в здании был сильный пожар, серьезно повлиявший не только на интерьеры, но и на конструкции здания.
Работы по реконструкции начались в 2001 году, реставрационную часть выполняет компания «Интарсия». Внутренние дворики здания сегодня превращены в многоярусный атриум венецианского стиля с переходными мостиками. Воссоздается парадный двухсветный операционный зал, спроектированный архитектором Леонтием Бенуа в начале ХХ века. Помещение хранилища ценностей предполагается использовать как сейфинг банка, а в Красном зале фрагментарно будет воссоздан исторический процесс застройки квартала начиная с 1730-х годов. Будут установлены деревянные въездные ворота в существовавший в квартале переулок. В здании, кроме помещений банка, после реконструкции разместится торгово-офисный комплекс.
Залы выстроились в очередь
В 2004 году в Аничковом дворце началась реставрация Малиновой гостиной – одного из залов анфилады. Директор Дворца творчества юных Владимир Киселев благодарен КГИОП за корректировку сметы реставрационных работ в сторону увеличения. Теперь должно хватить средств на золочение, воссозданные штофы сотканы уже шесть лет назад и пока находятся в Москве. Следующим залом, к которому приступят реставраторы, станет помещение библиотеки.
Владимир Киселев озабочен распространяющимися слухами о передаче Дворца федеральному ведомству. Однако, по словам директора Дворца творчества юных, губернатор заверила, что выселения не будет. Сегодня здесь занимаются 17 тыс. детей, работают 1200 человек. Два павильона здания сегодня сдаются КУГИ в аренду. К одному из арендаторов – «Корпорации С», у руководства дворца претензий нет, второй арендатор – «СПб Фэшн», может в скором времени распрощаться с насиженным местом. По крайне мере г-н Киселев собирается обратиться по этому поводу в КУГИ. Особенно огорчает директора дворца то, что по непонятной причине компания реставрировала павильон в счет арендной платы.
Автор: Ирина БАРЧУК