Презумпция потенциальной опасности


02.08.2011 11:53

В начале июля состоялось заседание круглого стола на тему «Экология в компании. Актуальные вопросы». Базовым объектом изучения стал закон № 174-ФЗ, в частности его статьи 11 и 12 «Объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней». Мероприятие прошло при поддержке «ЛенОблСоюзСтроя», НП «Кодекс», СРО НП «Проектировщики Северо-Запада», СРО НП «Строители Ленинградской области».

В ходе заседания круглого стола участниками задавались вопросы, и на базе собственного обширного опыта и в ходе оживленной полемики при поддержке экспертов НП «Кодекс» вырабатывались ответы и рекомендации по «горячим вопросам», которые мы и представим вашему вниманию в этом материале.
Основным лейтмотивом заседания стали вопросы, возникающие при проведении тех или иных работ, связанных с территорией, имеющей статус особо охраняемого экологического объекта. Это и повышенное внимание к работам природоохранных организаций различного уровня, и необходимость сбора документов для последующего прохождения государственной экологической экспертизы.
Было установлено, что экспертизе подвержены все виды работ и возведенных сооружений, связанных как с водой, так и с территориями каких-либо парков, заказников и подобных «зеленых зон», знать статус которых уже необходимо на начальной стадии проекта.
Проектируя порт, в который входит возведение не только строений на суше, но и пирса, являющегося «строением в воде», деятельность организации подвергается проверке Росприроднадзора, считающего подобные проекты объектом государственной экологической экспертизы. Важным моментом является решение вопросов о намыве какого-то количества грунта для постройки сооружений – все, что будет возведено на намытой полосе, считается гидротехническим сооружением, которое Росприроднадзор также определит как объект госэкспертизы. К объектам государственной экологической экспертизы также будет отнесено все, что хоть каким-то образом связано со сбросом или забором воды. Не имеет значения, сколько воды забирает предприятие и для каких целей, насколько высок уровень очистки сбрасываемой воды, ее количество – в любом случае грозит госэкспертиза.
Весьма неоднозначными могут быть результаты работ на особо охраняемых территориях как федерального, так и местного значения. Допустим, при прокладке высоковольтной линии на пути возникает некий заказник федерального значения. Установить на его территории нужно всего-то один столб, но столб этот может оказаться дороже всех остальных, ведь любой объект, возводимый на подобных землях, – предмет внимания экспертизы федерального уровня. Требуются документы, которые бы оценивали уровень воздействия тех или иных работ на окружающую среду, и ничто в подобном случае не будет исключением. Исходя из богатого личного опыта каждого из присутствовавших следует, что каждая особо охраняемая природная территория имеет свой статус – областной или местный, и даже создается ощущение, что никому нет дела до «трех сосен», но пренебрежение соблюдением всех необходимых процедур является халатностью. Проще при наличии возможности обойти подобный участок стороной, например проложить необходимые коммуникации в обход «неоднозначной» зоны, что в дальнейшем сократит трудозатраты на сбор документации для прохождения различного уровня экспертиз.
Но что же делать, если существует острая необходимость возведения на подобной территории некоторого объекта? Если конкретно, то речь идет о строительстве высоковольтной электроподстанции в парке-памятнике города Выборга.
Собравшиеся специалисты увидели лишь одно возможное решение: это прохождение всех этапов работы как с местными экспертными комиссиями, так и с комиссиями федерального уровня, ведь исходя из статуса данной зоны организация имеет дело с особо охраняемой природной территорией федерального значения, которая по документам легко может значиться как природный памятник. Опять же, как и в предыдущем случае, дабы избежать множества проблем, необходимо крайне кропотливо подойти к сбору документов для прохождения экологических комиссий различного уровня.
Становится ясно, что со стороны законодательства в отношении проектных и строительных организаций действует принцип презумпции потенциальной опасности, что подразумевает строгую необходимость доказательства безопасности проекта, именно поэтому важно знать, какие документы необходимо собрать, если вам необходимо прохождение государственной экологической экспертизы.
Важным элементом этого пакета документов являются материалы оценки воздействия на окружающую среду, которые должны входить в проектную документацию, что установлено в законодательном порядке постановлением Правительства № 87.
Далее следует обязательное согласование проекта с органами надзора местного самоуправления, выражающееся в наличии положительного заключения.
Необходимым является согласование проектной документации с органами надзора и контроля.
Также требуется получение заключения общественной экологической экспертизы, которое, как правило, ограничивается предоставлением документов по запросу. Заключительным аккордом становится согласование с гражданскими общественными организациями, но пренебрежение этой процедурой может закончиться возвратом запроса из госэкспертизы как не полностью укомплектованного документацией. Под согласованием с общественными организациями понимается проведение открытых слушаний по вопросам тех или иных проектов, которые должны быть запротоколированы, для внесения данных протоколов в перечень прочих документов. Помимо этого, требуется информирование об объектах федерального уровня через печатные СМИ, в частности через «Российскую газету».
Таким образом, присутствовавшими специалистами различных проектно-строительных организаций при анализе Закона № 174-ФЗ и его статей был выработан ряд рекомендаций по работе с территориями, имеющими статус особо охраняемого экологического объекта, о действиях как на этапе проектировки, так и при проведении работ.
Также на заседании круглого стола прошла презентация новой базы данных «Техэксперт: Экология. Проф». Презентацию провела непосредственный ее разработчик Евгения Колчина, эксперт-эколог.
Система представляет собой постоянно обновляемую базу данных с аскетичным, но удобным интерфейсом, являющуюся путеводителем по законодательству, практике, в том числе и судебной, с включенными комментариями экспертов. «Эта база данных позволяет найти ответ практически на любой вопрос, касающийся как ГОСТов, так и «Что будет, если я нарушу это?», – пояснила госпожа Колчина. – Мы заложили в нее все – от алгоритмов взаимодействия с госорганами, с которыми сталкивается эколог-проектировщик, вплоть до таблиц штрафов и полномочий Росприроднадзора. Более того, база ежемесячно обновляется on-line, осуществляется оперативная техническая поддержка. Таким образом, вы всегда будете в курсе происходящего в законодательстве и мире практики».


РУБРИКА: Союз строительных организаций Ленинградской области
АВТОР: Иван Добронравов